Консультация для родителей
«Речевая готовность ребёнка к обучению в школе»
Важным показателем готовности ребенка старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению в школе является соответствие уровня его речевого развития существующей возрастной норме.
К шести годам у ребенка, не имеющего органических нарушений центрального и периферического отделов речевого аппарата, а также воспитываемого в благоприятной речевой среде наблюдается правильное произношение всех звуков родного языка в словах различной слоговой структуры.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на состояние устной речи своего ребенка. Помните о том, что сохраняющееся к концу дошкольного периода фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие речи будет в дальнейшем влиять на качество усвоения ребенком основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Успешно сформированная устная речь у ребенка еще на этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования – прочный фундамент для овладения письменной речью в школьные годы.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс
Звуковая сторона речи. Ребенок к шести годам должен правильно произносить звуки речи всех фонетических групп: I фонетическая группа: гласные звуки а, о, у, э, и, ы.; II фонетическая группа: свистящие, шипящие звуки и Ть, Дь. (Свистящие звуки: С, Сь, 3, Зь, Ц. Шипящие звуки: Ш, Ж, Щ, Ч); III фонетическая группа: сонорные Л, Ль, Й, Р, Рь. IV фонетическая группа: звонкие и глухие согласные. Все эти звуки ребенок должен безошибочно произносить изолированно, на уровне слога; на уровне слова; на уровне словосочетания; на уровне предложения; на уровне текста. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой, поскольку между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Слоговая структура слова. К шести годам ребенок должен правильно произносить слова различной слоговой структуры. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Фонематические процессы. У ребенка к шести годам должно быть сформировано умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков при произношении слов. В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Нарушение этого навыка в письменной речи проявляется в заменах букв. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.
Фонематический анализ и синтез. Дети должны
уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все
звуки в словах; устанавливать последовательность и количество звуков в словах. Если
фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка
к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и
письмом. Могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи: пропуски, перестановки,
добавления слогов (печенье – «чепенье»,
паровоз-«павороз»); пропуски согласных
при их стечении; пропуски гласных, добавление букв (поросенок – «просенок»,
трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»).
Грамматический строй речи. У
детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования. Дети
должны уметь: изменять существительные по падежам и числам; правильно
употреблять предлоги; правильно согласовывать существительные с прилагательными
в роде, числе, падеже; правильно согласовывать существительные с числительными
2 и 5; правильно употреблять глаголы; образовывать слова с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; образовывать относительные и
притяжательные прилагательные от существительных.
В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении; трудности в построении предложений.
Лексическая сторона речи. Дети должны уметь: точно подбирать слова; обобщать понятия; подбирать синонимы; подбирать антонимы. Недоразвитие лексической стороны речи безусловно влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Кроме того, дети не могут подобрать проверочное слово необходимое при изучении правил орфографии.
Связная речь. Ребёнок должен уметь пересказывать содержание текстов (сказок и рассказов); составлять рассказ по картине, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ о каком-либо событии (с опорой на жизненный опыт). Дети должны достаточно свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту. Недоразвитие связной речи приведёт к проблемам в усвоении гуманитарных предметов, в написании изложений и сочинений.
Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Все фонетические и лексико-грамматические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата необходимо направить на консультацию к учителю-логопеду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Атаманова, Н. Б., Строганова В. В. Пишу и читаю с «ЛогоЛадошками»: от подготовки до коррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 64 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С.Волковой, С. Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Лозбякова, М. И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 304 с.
6. Нижегородцева, Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
7. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М.: ВЛАДОС, 1997.
8. Ушакова, О. С., Волкова О. С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3 (99). – С. 51-59. (Дата обращения: 13.10.2023)
9. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
10. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. –Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1989.
11. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006.
С информацией ознакомлен (-а) ____________________/____________________
С уважением,
учитель-логопед: Алексеева О. О.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.