Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка
Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены
противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.
Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство,страстно желать победы добра.
Сказки способствуют становлению и развитию социокультурного опыта ребёнка.Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и неделиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами
семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как тыразделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?» - повергнет его в
изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный,нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требуетопределённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоныдобра и зла и ему хочется соответствовать положительным эталонам.
Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:
сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
научить понимать и любить всё живое;
фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.еразвивать творчество;осваивать нормы литературного языка;стремиться стать лучше.
Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:
поднять настроение;
познакомить с нравственными понятиями;
разрешить конфликт;
развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.
Когда нужно читать детям сказки?
введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время.
старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку.
Все сказки заканчивайте только добром;
помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома,
теплоты, взаимопонимания и любви.
Как надо общаться со сказкой?
рассказывать сказку искренне, не торопясь;
знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
старайтесь не использовать те сказки, где есть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
никогда не комментируйте сказку следующим образом: «Вот небудешь
слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой,
учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.
Как можно поиграть со сказкой?
1. Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы
сказки?»
Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочка, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка, очень доверчивая, она даже поверила
коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности.
2. Можно сочинить салат из сказок:
Снежная королева и Снегурочка;
Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;
Федора и девочка чумазая;
Незнайка и Чиполино и т.д.
3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена,
например:
Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.
Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке Мототку и т.д.
4. Понравится детям, и игра «Что было бы, если…». Для этой игры нужно взять
подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы
твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботинки умели разговаривать? И т.д.
5. Можно сочинять сказки про разные вещи, буквы, цифры, школьные
принадлежности и многое другое.
Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного,
понимающего, доброго ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.