Подготовила:
учитель-логопед
Беловол Н.М.
«Пальчиковая гимнастика в речевом развитии малышей»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Что
же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребенка.
3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные
впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его
распределять.
4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными
строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается
контроль за выполнением движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные
положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев
всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и
расслабить мышцы всего тела.
8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию,
подготавливает руку ребенка к письму.
10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Какие
задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?
• Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
• Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
• Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
• Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
• Способствует развитию эмоциональной выразительности.
Группы и виды пальчиковых игр
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I.группа.
Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких
дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II.группа.
Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют
более точных движений.
III.
группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые
игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока»,
«Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз,
два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др.
- ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять
самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом
пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается
цветок», «Грабли» и др.
Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро»,
«Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и
др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук В данных
упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание,
растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под
горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки»,
«Молоточек»
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или
выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в
это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
«Театр в руке»: «Осминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка»,
«Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.
Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание
и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой?
Работу
по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев.
Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С
помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые
вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.
С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж
кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и
поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно
учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра;
рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать
из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.)
одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из
кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная с полутора лет, активно используют более сложные пальчиковые народные
игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания,
специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат
играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать
нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка
шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в
руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр.
Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера,
шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок
должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки.
Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной
последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с
закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу
нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом
возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям
доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят
ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в
такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере
привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются
условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на развитие коры головного
мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной
области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном
возрасте имеет особое значение.
Рекомендации
по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы
лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими
поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала
правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать
собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все
пальцы руки.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного
напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних
слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми
несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить
текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может
«отбить» интерес к игре.
• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или
поменяйте игру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.