Консультация для воспитателей
«Проектная познавательно – исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»
Подготовила: воспитатель Билида А.В.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.
Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.
Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
С детьми младшего дошкольного возраста возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.
Также можно организовать проекты: «Маленькие огородники»-организуются эксперименты с огородными растениями.
« Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.
С ребятами, посещающими старшую группу, можно организовывать такие проекты, как «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.
В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.
Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.
А так же можно провести интересные проекты: «Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью».
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях ДОУ является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Цель экспериментальной деятельности – обучение детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи:
формировать системы знаний о природе;
развивать познавательную активность;
способствовать развитию мыслительных процессов и операций;
оказывать влияние на развитие речи.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения. В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.
СТАРШАЯ ГРУППА.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Кроме исследовательских уголков хорошо проводить опыты и эксперименты за объектами в естественных условиях в разное время года
Например.
*выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе -учит детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений. *« как показать что воздух осенью влажный» : на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный.
*«Музыка дождя» Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую баночку, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Содержание уголка познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
ü Книги познавательного характера для среднего возраста;
ü Тематические альбомы;
ü Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
ü Мини – музеи («Камни», «Чудеса из стекла» и др.);
ü Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
ü Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
ü Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
ü Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
ü Материал для игр со снегом,льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
ü Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета;
ü Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
ü Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
ü Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
ü Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;
ü Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);
ü Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
ü Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
ü Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
ü Вертушки для игр с ветром;
ü Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
ü Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);
ü Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).
в старшей группе
ü Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
ü Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
ü Серии картин с изображением природных сообществ;
ü Тематические альбомы;
ü Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
ü Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);
ü Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- ступки, пестики для растирания веществ;
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
ü Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
ü Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
ü Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
ü Материал для игр со снегом,льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
ü Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;
ü Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
ü Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
ü Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
ü Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
ü Различные часы (песочные, механические);
ü Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);
ü Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
ü Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
ü Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
ü Вертушки для игр с ветром;
ü Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
ü Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
ü Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
ü Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
ü Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
ü Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.