Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

Оценка 4.7
docx
12.02.2023
Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»
консультация для воспитателей.docx

Консультация для воспитателей

«Проектная познавательно – исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

Подготовила: воспитатель Билида А.В.

Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой  личности. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется  через организацию различных  форм поисковой, экспериментально -  исследовательской деятельности.

 

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

С детьми младшего дошкольного возраста возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.

Также можно организовать проекты: «Маленькие огородники»-организуются эксперименты с огородными растениями.

« Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

С ребятами, посещающими старшую группу, можно организовывать такие проекты, как  «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

А так же можно провести интересные проекты: «Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух  должен быть чистым»,  «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит  с елью».

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2.  При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

 

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях ДОУ является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Цель экспериментальной деятельности –  обучение  детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. 

Задачи:                   

формировать системы знаний о природе;

развивать познавательную активность;

способствовать развитию мыслительных процессов и операций;

оказывать влияние на развитие речи.

 

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. 

 СРЕДНЯЯ ГРУППА.

   На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети  способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы.  Непосредственное участие взрослого в знакомой  работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования,  так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.  В этой группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей,  у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

 СТАРШАЯ ГРУППА.

  При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы.  В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что  позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

 

Кроме исследовательских уголков  хорошо проводить опыты и эксперименты за объектами в естественных условиях в разное время года

Например.

*выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе  -учит детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.                                                                                                                       *« как показать что воздух осенью влажный» : на скамейку положить лист сухой бумаги.  В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный.

*«Музыка дождя»  Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую баночку, лист бумаги и слушают, как стучат капли   по различной поверхности.                                                                    

 

Содержание уголка познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

ü Книги познавательного характера для среднего возраста;

ü Тематические альбомы;

ü Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани»«Бумага»«Пуговицы»;

ü Мини – музеи («Камни»«Чудеса из стекла» и др.);

ü Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

ü Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

ü Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

ü Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

ü Материал для игр со снегом,льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

ü Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета;

ü Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

ü Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

ü Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

ü Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;

ü Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);

ü Ящик «ощущений»«чудесный мешочек»;

ü Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

ü Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

ü Вертушки для игр с ветром;

ü Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

ü Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);

ü Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

 

в старшей группе

ü Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;

ü Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;

ü Серии картин с изображением природных сообществ;

ü Тематические альбомы;

ü Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани»«Бумага»«Пуговицы»;

ü Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);

ü Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

ü Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;

ü Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);

ü Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

ü Материал для игр со снегом,льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

ü Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;

ü Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;

ü Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;

ü Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

ü Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;

ü Различные часы (песочные, механические);

ü Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);

ü Ящик «ощущений»«чудесный мешочек»;

ü Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);

ü Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);

ü Вертушки для игр с ветром;

ü Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;

ü Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);

ü Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

ü Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;

ü Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

ü Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

 

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.


 

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно – исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно – исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик

Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы

Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы

Материал, подлежащий исследованию: 1

Материал, подлежащий исследованию: 1

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел) ; ü

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел) ; ü

Материал для знакомства с бумагой : нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др

Материал для знакомства с бумагой : нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023