консультация для воспитателей"Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников"

  • Игры
  • docx
  • 21.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

примеры игр для развития финансовой грамотности
Иконка файла материала Консультация для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности.docx

Консультация для воспитателей

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

 

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. Но дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне. Поэтому зачатки финансовой грамотности закладываются именно в семье. Грамотное отношение к собственным деньгам (многие дети имеют «карманные» деньги уже в дошкольном возрасте) и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем, поэтому обучать основам финансовой грамотности надо с детских лет.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатываешь. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В качестве средства формирования основ экономической культуры рекомендуют использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

В процессе игр по формированию финансовой грамотности донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Дети получают представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии – вознаграждение за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

 

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. 

 Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили». Соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

 

4. Стоимость товара зависит от его качества и от того, насколько сложно его произвести. 

 Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

 

4. Деньги любят счет. 

 Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

 

5. Финансы нужно планировать. 

 Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

 

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

 

7. Не все покупается. 

 Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

 

Рассмотрим работу по усвоению детьми финансовой грамотности на конкретных примерах.

 

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить планировать траты.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок        закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

 

 Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем количество банкнот у каждого игрока.

 

Игра «Кто кем работает?»

Цель: закрепить и расширить представление о профессиях, воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев (почтальон Печкин, доктор Айболит, художник Тюбик и др.).

Суть игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Получив картинки с изображениями сказочных героев, воспитатель просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

 

Игра «Кто как работает?»

Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги; воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал: чёрный ящик, солнышко, облако, лесенка из пяти ступеней (можно нарисовать на доске); сказочные герои: Золушка, Буратино, Бабка из сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке», Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры:

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Попросите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?

 С этой целью нарисовать на доске (листе ватмана) лесенку, предложить каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко заменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

 

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь есть калачи — не лежи на печи».

 

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устройте дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

 

 

Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое «услуги» и «товары»; показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе.

Материал: сюжетные картинки с изображением труда (изготовление товаров или предоставления услуг) в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы «Товары», «Услуги».

Суть игры:

Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?»

        Воспитатель и дети уточняют, что такое «товары» (это разные предметы, которые производят) и что такое «услуги» (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

 - Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

 - Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

 

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

 

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок,    объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

 

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое: в какой упаковке, с каким сроком хранения, по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

 

 

Список используемой литературы:

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

2. А. А. Смолнцева  «Введение  в мир экономики, или как мы играем в экономику».

3. А. Д. Шатова «Дошкольник и… экономика».

4. С. Черкай «Обучаем детей финансовой грамотности».

5. С. Л. Чернер, И. И. Нагумнова, М. Н. Чуйкова «Азбука экономики».