ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
1. Физиологическая (физическая) готовность
Физиологическая (физическая) готовность определяет:
ü Состояние здоровья;
ü Физическое развитие;
ü Уровень биологического развития (зрелость нервной системы);
ü Развитие основных видов движений;
ü Развитие мелкой моторики;
ü Состояние анализаторных систем;
ü Физическую и умственную работоспособность.
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму используется:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины и пластилина;
- выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, конструктор типа «Лего», завязывание веревочек, вышивание, игры «Помоги Золушке отправиться на бал» (разбор круп разного вида);
- мелкие обводки и штриховки (вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур);
- продолжи узор и графические диктанты (работа в тетрадях в клетку).
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля (скоординированность системы рука-глаз).
2. Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность определяет:
ü уровень представлений о мире людей, вещей, природе, т.е. запас системных знаний;
ü уровень развития познавательных процессов (воображения, мышления, внимания, памяти);
ü уровень владения средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение).
3. Мотивационная готовность к обучению в школе
Мотив - это внутреннее побуждение к активности. Виды мотивов:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно-познавательные мотивы, восходящие к познавательной потребности (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому, т.е.стремление к неигровым видам деятельности);
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»);
- позиционные мотивы, связанные со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими - позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»), т.е. ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни;
- внешние по отношению к школе и учению мотивы (подчинение требованиям взрослых - «Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
Формирование познавательных и социальных мотивов:
Один из основных путей развития познавательной активности ребенка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, чтение художественной литературы познавательного характера (в том числе детских энциклопедий), коллекционирование.
4. Социально - личностная готовность
Социально - личностная готовность – сформированность таких качеств как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, адекватная самооценка)
Коммуникабельность – умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умение находить выход из проблемных ситуаций общения; умение работать в группе, руководствуясь установленными правилами; признание авторитета взрослых.
Самооценка – определенное отношение к себе: адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению.
Для формирования адекватной самооценки необходимо:
- учитывать индивидуальные особенности ребенка (чаще использовать похвалу, поддержку в работе с неуверенными, застенчивыми детьми, показывать их достижения перед коллективом детей, в работе с детьми с завышенной самооценкой осторожно использовать похвалу, стараться давать объективную оценку поступкам детей);
- привлекать детей к самооценке результатов своей деятельности, определяя критерии оценки;
- не сравнивать ребенка с другими детьми, а только с самим собой (с тем, каким он был вчера и какой будет завтра).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.