Учитель-логопед: Иванова Роза Геннадьевна
Консультация для педагогов
Игры на речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое - физиологического дыхания вне речи.
"Осторожные птицы"
Цель: Закрепление представлений по теме "Птицы".
Материал: Дудочки на каждого ребенка.
Описание игры: Вожак следит за стаей, которая отдыхает во время полета, по его сигналу дудочки каждая птица издает звук в свою дудочку и перелетает на другое место.
"Узнай цветок"
Цель: Закрепление по теме "цветы". Развитие обоняния и глубокого выдоха.
Материал: Цветы - сирень, фиалка, ландыш.
Описание игры: Воспитатель вносит в группу букет цветов. Вспоминают с детьми их названия, дается возможность понюхать. Затем дети определяют по запаху каждый цветок. Цветы можно заменить листьями смородины, тополя, черемухи.
Аналогично проводится игра и на тему "Узнай ягоду".
"Чей пароход лучше гудит"
Цель: Развитие плавного длительного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота - 7 см, диаметр горлышка - 1-1,5 см).
Описание игры: Сюжет по усмотрению воспитателя. В нужный момент дети дуют в горлышко пузырька. При этом следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть несколько секунд.
"Чья птичка дальше улетит"
Цель: Развитие плавного длительного дыхания. Активизация мышц губ.
Материал: Фигурки птиц из тонкой бумаги ярко раскрашены.
Описание игры: Дети разбиваются по парно. Передвигают птичку на одном выдохе друг другу. Чья птица дальше проскользит по столу.
Такие же упражнения можно провести на лугу с одуванчиками, с надувными игрушками, бумажными лодочками, открой штору у домика и др.
"Что мы делали не скажем, а что делали покажем"
1. Делают утреннюю гимнастику: упражнение на дыхание различные.
2. Лепили снежную бабу: дышим на озябшие руки.
3. Раздуваем угасающий костер.
4. Пилим дрова - дети становятся парами с перекрещенными руками, имитируя пилку дров: на себя - вдох, от себя - выдох.
5. Надуваем шары к празднику.
6. Рубим дрова: сцепленные руки поднимаем вверх - вдох, наклоняемся вперед - выдох.
"Приятный запах"
Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Материалом могут служить цветы, надушенный платочек, ароматное яблоко, листья деревьев, различные ягоды и др.
Описание игры: дети по очереди подходят и нюхают, при этом произнося: "Хорошо, очень хорошо, очень приятный запах, ароматный запах".
"Придумай фразу"
Цель: Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Материал: Детям раздаются картинки на которых изображены дети в каком-либо действии.
Описание игры: Выигрывает тот, кто придумает последнюю фразу к предложению и повторит ее всю на одном дыхании. Каждый последующий ребенок может добавить только одно слово к предложению.
Например: Таня играет, Таня играет с песком, Таня играет с песком и лошадкой, Таня играет с мокрым песком и лошадкой.
На педсовете во время консультации можно предложить проделать все игры самим педагогам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.