Консультация "Кейс-технология в работе педагога-психолога"
Оценка 4.9

Консультация "Кейс-технология в работе педагога-психолога"

Оценка 4.9
docx
13.01.2022
Консультация "Кейс-технология в работе педагога-психолога"
Кейс саморазв.docx

 

 

Кейс-технологии в работе педагога-психолога с педагогами.

 

Цель: знакомство с использованием кейс-технологий в работе педагога- психолога с педагогами ДОУ.

Задачи:

  • расширить знания о методе кейсов и их применении с целью формирования профессиональных компетенций;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
  • повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций, внедрение в практику работы интерактивных форм работы.

 

В настоящее время ОУ требуют новых подходов к работе с педагогическим коллективом при неформальном обучении последнего. Одним из методов для реализации обучения «на месте» (учебных практикумов в рамках педагогических советов и внутренних учебных семинаров в ОУ) является метод (case-study).

Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Так что же такое кейс-технология.

Родиной метода case-study являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке.

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение.

Целью  своей работы в нашем детском саду является помощь педагогам  использовать практические кейсы, среди которых выделяем следующие формы:

Кейсы-инциденты и кейсы-ситуации – это группа кейсов, представляющая уже свершившееся или готовящееся произойти событие.

Техники решения конкретных ситуаций могут быть абсолютно разные это и: прием «Гипотеза», прием «Стена», стратегия IDEAL, мозговая атака (БРЕЙНСФОРМИНГ), мозговая атака - ФИЛИПСА, стратегия Фиш-Боун, софт-анализ, SWOT-анализ и т.д.

 

 

 

 

 

Мы в своей работе применяем технику либо:

1. SWOT-анализа. Выделяем у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

2. Софт-анализа. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

3. Мозговая атака - ФИЛИПСА.

Все участники делятся на группы. В зависимости от количества человек в группе отводится определенное время (4 человека -4 минуты), затем проводим прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для обсуждения и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информацииПедагоги делятся на группы. Мы разбиваем группы по 4 участника.

Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:

  • сюжетная часть (совокупность действий, событий);
  • информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
  • методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).

Особенности работы с кейс-технологией.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. знакомство с ситуацией, её особенностями

2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

 

 

 

 

 

6.презентация решения.

7.рефлексия хода решения кейса.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-психолога, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.

Подведение итогов. Рефлексия. Мы используем:

«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось,«тучка» - у меня ничего не получилось.

Вывод.

Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Пример техники решения конкретных ситуаций:

 

№ 1. Прием «Гипотеза».

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблем.

 

№ 2. Прием «Стена».

Определение иерархии способов решения проблем.

 

 

В основание этой стены закладываются самые важные, приоритетные задачи, значение каждого последующего слоя менее важно.

Данный прием позволяет организовать дискуссию на занятии, позволяющую согласовать позиции.

При работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем, задач или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации, установить критерии их выбора.

 

 

 

 

 

 

 

№ 3. Прием «Лист для решения проблем».

Какую главную проблему Вы должны решить?

Какой важной информацией Вы владеете? (Укажите источники информации)

Какие дополнительные сведения Вы получили в группе?

Какие три способа вы знаете для решения проблемы?

Какой способ Вы считаете наилучшим? Почему?

 

№ 4. Стратегия IDEAL.

I – выделите в тексте проблемы

D – опишите ее (выявите суть)

E – определить варианты подходов к решению проблемы

A – действуйте (решайте)

L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

 

№ 5. МОЗГОВАЯ АТАКА (БРЕЙНСФОРМИНГ).

Техника ведения обсуждения предполагает сегодня широкое ис­пользование метода, называемого «мозговая атака». Например, обсуждение озадачено поисками путей решения какой-либо проблемы. Все участники разбиваются на две группы (если группы получились большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек).

Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе для этой цели можно использовать магнитофон).

Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Примечания: Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки. Группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Во время проведения мозговой атаки руководитель обсуждения выступает в качестве заказчика и в качестве дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки. Они очень просты. Прежде всего, строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным, сказать что-нибудь невпопад, больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические вещи, на чей-то взгляд, нелепые предложения - одно из основных правил брейнсформинга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей - дру­гое условие мозговой атаки.

 

 

 

 

 

 

Как можно больше предложений. Они должны катиться лави­ной, безостановочно. Если наступает заминка, руководитель сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. Весь поток пред­ложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнито­фоне или диктофоне). Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки.

 

№ 6. МОЗГОВАЯ АТАКА - Д. ФИЛИПСА.

Все участники делятся на группы по шесть человек и в тече­ние шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантази­рования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

 

№ 7. Стратегия Фиш-Боун (Дж.Белокс).

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_1.jpeg

 

Работа над схемой «Фиш-Боун».

  1. Инд. путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально и текст у всех одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуальную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске;
  2. Парная и групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

а) Возможно использование разных тестов по одной проблеме, чтение индивидуальное, составление схему в группах (на этих схемах оставлено место для добавления верхних и нижних отростков, происходит обмен информацией в группе, в результате составляет общая схема «Фиш-Боун»).

б) Каждому участнику внутри группы раздается свой текст. Чтение индивидуальное, после чтения в группе участники обмениваются индивидуальной информацией, на основе которой составляется общая схема «Фиш-Боун», группы рассказывают о проделанной рабе, дополняют друг друга.

3. Возможна, такая постановка и систематизация целого круга (поля) проблем.

На верхней косточке – формулировка проблемы. На нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

Работа (исследование) может проводиться индивидуально и по группам. важным этапом работы станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

 

№ 8. Софт-анализ. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_2.png

 

 

№ 9. SWOT-анализ.

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Техника «Цветок Лотоса».

Заполняя данную таблицу необходимо помнить, что следует найти все 8 способов решения проблемы, какими бы невероятными они не казались.

Способ решения

Способ решения

Способ решения

Способ решения

проблема

Способ решения

Способ решения

Способ решения

Способ решения

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_4.png№ 12. Прием “Как?”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 13. Прием «Дерево предсказаний».

Данный прием может быть использован для группового и индивидуального обсуждения проблемы.

В начале – «на стволе дерева» записывается тема. А затем «на ветвях» аргументы в защиту или против данной темы. «Листьями данного дерева» являются обоснования приводимых аргументов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_5.png

№ 14. Схема «Карта проблемы» (Описано В.И. Гамом и А.А. Филимоновым).

Данная схема используется при анализе дискуссионных материалов кейсов.

Алгоритм построения карты проблемы в рабочей группе:

  1. на листе бумаги в центральной рамке обозначьте название рассматриваемой проблемы;
  2. под этой надписью напишите или наклейте на клейких цветных листочках бумаги (Sticky Notes), выделенные из текста причины данной проблемы;
  3. подумайте и запишите, какие еще возможны причины данной проблемы, которые не указаны в тексте;
  4. ранжируйте полученный набор причин по степени значимости, т.е. по уровню значимости каждой причины;
  5. презентуйте между группами, полученные вами выводы;
  6. выявите самостоятельно или найдите в тексте (в процессе групповой или индивидуальной работы) следствия, порождаемые данной проблемой;

 

 

 

 

 

  1. ранжируйте набор следствий проблемы по степени значимости;
  2. презентуйте между группами, полученные вами выводы;
  3. установите причинно-следственные связи в полученном наборе причин и следствий, соединив их стрелочками;
  4. выстроить список причин под каждым из последствий по степени их важности;
  5. уточните причины, следствия и связи;
  6. на основании результатов работы постройте карту проблем;
  7. презентуйте между группами, полученные вами выводы.

Рекомендации.

Запись причин и следствий на клейких листочках бумаги позволяет перемещать их при операциях ранжирования и установления и причинно-следственных связей.

Все названия должны быть краткими понятными и требовать пояснений.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/10/s_6048c457992a5/1651877_6.png

 

 

Список использованных источников

  1. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1.
  2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  3. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учеб. пособие / В.А. Бейзеров. М.: Флинта, 2014.
  4. http://fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
  5. https://znanio.ru/resources/files/medianar/kejs_tekhnologiya/kejs_tekhnologiya.

pdf

  1. https://studme.org/194440/psihologiya/analiz_konkretnyh_situatsiy_metod_case_study

 

Кейс-технологии в работе педагога-психолога с педагогами

Кейс-технологии в работе педагога-психолога с педагогами

Мы в своей работе применяем технику либо: 1

Мы в своей работе применяем технику либо: 1

Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии

Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии

Прием «Лист для решения проблем»

Прием «Лист для решения проблем»

Как можно больше предложений.

Как можно больше предложений.

Возможно использование разных тестов по одной проблеме, чтение индивидуальное, составление схему в группах (на этих схемах оставлено место для добавления верхних и нижних отростков, происходит…

Возможно использование разных тестов по одной проблеме, чтение индивидуальное, составление схему в группах (на этих схемах оставлено место для добавления верхних и нижних отростков, происходит…

Техника «Цветок Лотоса». Заполняя данную таблицу необходимо помнить, что следует найти все 8 способов решения проблемы, какими бы невероятными они не казались

Техника «Цветок Лотоса». Заполняя данную таблицу необходимо помнить, что следует найти все 8 способов решения проблемы, какими бы невероятными они не казались

Прием «Дерево предсказаний».

Прием «Дерево предсказаний».

Рекомендации. Запись причин и следствий на клейких листочках бумаги позволяет перемещать их при операциях ранжирования и установления и причинно-следственных связей

Рекомендации. Запись причин и следствий на клейких листочках бумаги позволяет перемещать их при операциях ранжирования и установления и причинно-следственных связей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022