Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
29.12.2018
Воспитание ребенка основывается на взаимодействии педагогов и семьи. В статье описаны традиционные и современные способы взаимодействия педагогов с семьей. Традиционные способы: беседы, консультации, материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки, совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя, родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации. Современные интерактивные способы: круглый стол, симпозиум, дебаты, интерактивные игры.
Взаимодействие педагогов с семьёй.docx
Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и
современность
«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная
полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине
впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно
богаче жизни взрослых».
Антон Макаренко
Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно
действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших
аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего
поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением
и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не
хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать
друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном
процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед
системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно
воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена
на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от
активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9).
Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских
позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В
ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и
возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов –
возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная
система взаимоотношений, основанная
на взаимопознании, взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении. Работа
по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии
динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе
детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально
изменилась.
Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы
общения.
Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в
работе творческий потенциал и фантазию.
Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые
сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями.
Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще
исходит от педагогов, хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти
начинания.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное — донести до родителей знания. Традиционные формы подразделяются на:
информационно – наглядные (материалы на стендах, папкипередвижки,
рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);
индивидуальные (беседы, консультации);
коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические
консультации).
досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа
молодого родителя);
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества,
которые предполагают подключение родителей к активному участию, как
в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает
достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательнообразовательного
процесса дошкольных учреждений. Поэтому не случайно в последние годы начала
развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые,
интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в
процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact»,
где «inter» это взаимный, «act» действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме
беседы, диалога с чемлибо (например, компьютером) или кемлибо (например,
человеком).
Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является
фасилитация (поддержка, облегчение) направление и помощь процессу обмена
информацией.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы
работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и
родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип
партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по
вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.).
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается
готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из
сложившейся ситуации.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых
назидательнопоучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на
принципах добровольности, личной заинтересованности.
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей
формирование коммуникативной культуры.
Различают следующие формы дискуссии: • круглый стол самая известная форма; особенность ее состоит в том, что
участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум обсуждение какойлибо проблемы, в ходе которого участники по
очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего
слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую
ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в
соответствии с определенной учебной целью.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие
упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой
характер и возможность взаимодействия.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции
направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания
детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования
и воспитания ребёнка.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада это длительный процесс,
долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения,
творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями
реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных
форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить
отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить
представления детей по различным образовательным областям.
Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.