Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Светлячок»
Консультация для педагогов:
«Методические рекомендации по разработке проектов и программ в ДОУ»
Разработала:
Зам. заведующего А. Ю. Исмагилова
2016
С2 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Слово «метод» (греч. methodos): meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.
СЗ. Как подготовится к реализации проекта:
Определить тему проекта и сроки его реализации;
Обозначить цели предстоящей деятельности
• Изучить методическую литературу и подобрать необходимые материалы по теме проекта
• Составить план деятельности с детьми и родителями
• Продумать задания для совместного выполнения детьми и родителями
• Информировать участников проекта о его содержании
• Выбрать форму презентации результатов проекта
С.4 Оформление проекта
♦ Титульный лист
• Структура проекта
• Этапы проекта
• «Паутинка проекта» по образовательным областям
• План осуществления проекта (основной этап)
• Презентация проекта
С5. Виды проектов:
• По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, одно или несколько занятий); среднесрочные (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год-два)).По составу участников (межгрупповые, групповые, индивидуальные,комплексные).
С 6 Типы проектов:
• Исследовательско-творческие (участники экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде творческой работы).
• Ролевые, игровые (с элементами творческих игр, когда участники принимают на себя роли и решают по-своему поставленные проблемы).
• Информационио- практико- ориентироваиные (участники собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, «Портрет группы» и др.))
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» или «Неделя творчества»)
С 7 - С8 Содержание проекта «Осень» по образовательным областям
ИНСТРУКЦИЯ по оформлению проекта
Приступая к оформлению проекта, тщательно продумайте информацию, которую Вы разместите в каждой графе. Внимательно читайте подстрочный текст и размещайте требующиеся данные.
Чтобы указать тип и вид проекта, вспомните классификацию проектов, используемых в практике ДОУ.
Особое внимание уделите лаконичной формулировке цели и задач проекта. Учтите, чем конкретнее определена цель действия, тем легче оценить его результат. Решение задач ведет к поэтапному достижению поставленной цели.
Помните! Результат проекта должен быть, что называется, «осязаемым». Это тот продукт, который задумывается изначально, при постановке цели, и будет значимым не только для участников проекта, но и для окружающих.
Организация кружковой работы
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
С 9 Кружок - это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание
государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
С.10 Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную - каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную - занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
коррекционно-развивающую - воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную - содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
С.11 Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год,
- Списком детей
- Расписанием занятий
Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
С.12 Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической
общественностью, (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах.
показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью - от 1,5 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
- организация рабочего пространства;
- возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
- игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
• С детьми:
- Фронтальные занятия (групповые)
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Развлечения, досуги
- Участие в различного уровня конкурсах
• С педагогами:
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ
• С родителями:
- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
Физическое развитие Социально - личностное развитие Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Тематика кружков может быть разнообразна. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду - одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Документация:
Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)
Диагностика.
С.13 Схема разработки программы кружковой работы.
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
4. Учебно-тематическое планирование
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
6. Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.