ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Роль проектной деятельности
в формировании профессионального мастерства педагогов
дошкольного образовательного учреждения
Слушатели группы:
3.1.1.
«Стратегическое управление современной дошкольной образовательной организацией»
Приходько Татьяна Вячеславовна
Руководитель выпускной работы:
Губанова Наталья Васильевна,
методист отдела дошкольного образования
2019 г.
Аннотация.
Выпускная работа посвящена роли проектной деятельности в формировании профессионального мастерства педагогов и состоит из двух разделов – теоретического и практического.
Цель выпускной работы – внедрение технологии проектов в образовательный процесс, а также теоретическое и методическое обоснование эффективности проектной технологии, создание условий в МДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов через руководство проектной деятельностью.
Для достижения цели выпускной работы нами были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие «проектная деятельность» в психолого-педагогической традиции; выявить структурные компоненты проектной деятельности; проанализировать работу по внедрению методов проектов в процессе практической работы дошкольного учреждения; обеспечить повышение личного роста педагогов в процессе использования метода проектов; развивать профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса; обеспечить информационное пространство для овладения необходимыми знаниями.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………..6
Теоретический раздел…………………………………………………...6
Анализ литературы по данной проблеме………………………………6
Технология опыта………………………………………………………..8
Методический раздел…………………………………………………..10
Описание работы……………………………………………………….10
Выводы………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность опыта
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы наблюдается возросший интерес к методу проектов.
Основное назначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Использование метода проектной деятельности, на наш взгляд, является актуальным и эффективным.
Сегодня возникла необходимость совершенствования методической работы в МДОУ, которая должна быть направлена на переориентацию профессионального мышления от репродуктивного (традиционного) типа к продуктивному (инновационному).
В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной педагогики использование метода проектов эффективно по нескольким причинам:
- данная технология хорошо сочетается с образовательными программами, реализуемыми в дошкольных учреждениях;
- при интеграции в учебно-воспитательный процесс метод проектов позволяет достигать поставленных целей с помощью альтернативных средств обучения;
- это истинно педагогическая технология, обеспечивающая не только освоение программного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, позволяющая сформировать у ребёнка дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности;
- метод проектов удовлетворяет потребности педагогов-новаторов в инновационной деятельности, повышает их квалификацию.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретический раздел.
Анализ литературы по данной проблеме.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Условия успешности по Дж.Дьюи:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью;
По мнению профессора Е.С. Полат: «В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы».
Метод проектов нашел отражение и в педагогических идеях отечественных прогрессивных педагогов начала прошлого века — П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова.
В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т. Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: первый этап автор обозначает как подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
Второй этап характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
В своей статье «Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности» Севостьянова И.А раскрыла специфику профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; значение использования инновационных технологий в практике МДОУ; охарактеризовала направления, в которых повышается уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов; сущность проектной деятельности в целом; выделила три основных этапа в развитии проектной деятельности.
Газиева М.Ю. в своей статье «Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения» характеризует метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Характеризует педагогическую ценность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Технология опыта
Данная работа направлена на организацию педагогической деятельности по внедрению метода проектов, а также определения роли проектной деятельности в формировании профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цель: внедрение метода проектов, а также теоретическое и методическое обоснование их эффективности; создание условий в МДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов через руководство проектной деятельностью.
Задачи:
- изучить понятие «метода проектов»;
- проанализировать современные инновационные технологии по внедрению методов проектов в процессе практической работы дошкольного учреждения;
- обеспечить повышение личностного роста педагогов в процессе использования метода проектов;
- развивать профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
- обеспечить информационное пространство для овладения необходимыми знаниями по данной теме.
Чтобы педагоги могли осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, ему необходимо повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Одним из путей её развития является освоение инновационной деятельности, новых педагогических технологий.
Остановимся на одной из технологий - проектном методе. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для детей интересным и увлекательным. Проектный метод естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада и сегодня широко используется. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:
-повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;
-формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;
- развитию креативности;
-развитию психических процессов (воображение, мышление, речь, познавательные способности дошкольников; социализации;
- развитию коммуникативных качеств;
- повышению качества образовательного процесса;
-формирование сообществ «дети-родители» через преемственность работы МДОУ и семьи.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми
определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и, как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Методический раздел
Описание работы
В целях повышения профессионального мастерства педагогов по этому вопросу в методической работе с кадрами использовались разные формы и методы работы.
Педагогическим коллективом нашего МДОУ был реализован проект, предусматривающий разработку планирования на летний оздоровительный период. Каждый педагог получил индивидуальное задание, результатом же коллективной работы стала методическая папка с планами летней оздоровительной работы и дополнительными методическими материалами. В ходе работы коллеги имели возможность обменяться педагогическим опытом, поделиться своими достижениями, перенять опыт использования инновационных технологий.
В нашей ежедневной педагогической деятельности используются различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных. Отдельное внимание хочется уделить инновационным формам работы, т.к. опыт показывает высокую эффективность подобных форм работы с детьми. В нашей работе часто применяется метод проектирования, информационные и коммуникативные технологии, которые активно внедряются в образовательный процесс.
Проектная деятельность уникальна, ведь мало того, что она интегрирует несколько методов обучения и воспитания, также она позволяет активно вовлекать в образовательный процесс родителей. Посредством проектной деятельности развивается как личность ребенка, так и его познавательные и творческие способности. Сегодня метод проектов актуален и очень эффективен.
В нашей работе мы часто применяем проектную деятельность именно в силу того, что этот метод наиболее эффективен и результативен. Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочные проектами, так и над долгосрочными.
Например, проект «Эко-Мир моей семьи», целью которого является воспитание дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер- семья и дошкольного учреждения включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, а также формирование единой воспитывающей экологической среды «образовательное учреждение-дом(семья) ребенка». Данный проект включает в себя пять тематических блоков, а именно «Вкусно, полезно красиво», «Природа в нашем доме», «Экологическая тропа моей семьи», «Экология души», «Экология начинается с улыбки» и тем самым может быть растянут на довольно продолжительное время. Реализация данного проекта позволила нам включить родителей в процесс экологического воспитания детей и воздействовать на систему ценностей в семье каждого ребенка.
Так был получен запрос от детей и запущен проект «Праздничное настроение». Цель: подарить людям праздничное настроение. Суть проекта состоит в том, что дети в группе рисуют праздничные листовки (открытки или плакаты), которые потом расклеивают на подъезды домов нашего микрораойна. В работе принимали участие также и родители наших воспитанников. В нашем дошкольном учреждении идет работа над долгосрочным проектом «Экологическая тропа», где были поставлены задачи:
-расширять представления о растениях,
-формировать практическое умение по созданию условий для выращивания растений,
-включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
В рамках этого проекта мы запланировали, и многое уже реализовали:
-Отгадывание загадок,
-Беседы с детьми «Какую пользу приносит солнце, воздух и вода», «Правила поведения на воде», «Птицы и будущее», «Что такое лекарственные растения?», «Планета Земля-наш дом! и др.
-Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «В гостях у жителей подводного царства», «Детский сад», «Ветеринарная больница» и др.
-Дидактические игры «Кто где живет», «Чьи детки», «Соберем радугу» и др.
-Подвижные игры: «Море волнуется», «Солнышко и дождик» «Садовник», «Такой цветок беги ко мне» и т.д.
-Чтение художественной литературы «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин,
«Где обедал воробей» С. Маршак, «Солнце отдыхает» Ю. Марцинкявичюс, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
-Рассматривание иллюстраций, альбомов;
-Конкурсы рисунков;
-Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья», музыкальное развлечение «Лето красное», «Путешествие в страну цветов»
Игры, перевоплощения, эксперименты, сочинения рассказов, рисование, аппликация, наблюдения, изготовление знаков по ППД, вертушек, султанчиков, воздушных змеев, экскурсии и многое другое.
В ходе организации работы над экологической тропой, нами был разработан «Паспорт экологической тропинки».
С июня месяца стартовал проект «Веселое лето», в котором была поставила цель формировать у детей знания о сезонных изменениях живой и неживой природы, обеспечить охрану жизни и здоровья воспитанников, предупредить заболеваемость и травматизм. Для успешной реализации всех поставленных задач в рамках этого проекта был изготовлен тематический лэпбук «Лето», основной целью которого является обобщение и систематизация представлений детей о лете.
Задачи:
-закреплять знания дошкольников о летних признаках явлений природы,
-обогащать представления детей о правилах безопасности летом,
-развивать речь путем заучивания стихотворений, рассматривания картин, отгадывания загадок,
-воспитывать эмоциональный отклик, любознательность, интерес и заботливое отношение к живой и неживой природе,
-развивать мышление, внимание, усидчивость, мелкую моторику рук,
-формировать познавательный интерес детей
В ходе работы эффективно используются следующие формы работы:
динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируются у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, метод проблемной постановки вопроса, метод педагогической рефлексии, метод анализа, метод игрового моделирования ,метод беседы, метод проектов ,а также экспресс-консультации, мастер-классы, мини-музеи, деловые игры, выставки и экспозиции, развлечения, досуги, праздники, концерты, игры, сказки, инсценировки, театрализации.
В ежедневной педагогической деятельности используются игровые технологии обучения:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия,
-в качестве непосредственной образовательной деятельности или ее части
-как дополнительное средство (интеллектуальные игры, дидактические игры и т.д.)
Использую различные формы проведения игр: игры-путешествия, игры-развлечения, сюжетно-ролевые игры, игры фантазии и импровизации и др.
ВЫВОДЫ
1.Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами развития и воспитания детей в дошкольном учреждении.
2.Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Воспитанники дошкольного учреждения учатся самостоятельно находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
3.Использование методов проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проектной деятельности, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
4.Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
5.Дети и воспитатели становятся участниками событий в дошкольном учреждении и принимают активное участие в конкурсах различного уровня:
-городской конкурс педагогических проектов по патриотическому воспитанию «Донецк-мой город»,
-конкурс чтецов «Мой любимый город»,
-Всемирный День мира,
-День флага,
-День рождения Деда Мороза,
-Акция «Доброе сердце» к Международному дню инвалидов,
-Письма Деду Морозу,
-мастерская Новогодних чудес
-Акция «Гордимся нашими спасателями»,
-Международный день «Спасибо»,
-День защитника Отечества,
-Международный день детской книги,
-Всемирный день здоровья,
-День Земли,
-Марафон «Славим Отечество»,
-Городской конкурс «Пасхальная радуга».
Таким образом, педагогическая деятельность развивает мышление и творческую деятельность детей, а совместная деятельность взрослых и детей прививает любовь к родному городу, воспитывают заботливое отношение к природе, знакомят детей с традициями нашего народа, с устным народным творчеством.
В заключении своей работы следует отметить, что реализация циклов познавательных мероприятий на основе метода проектов с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом способствовала повышению уровня показателей проявления самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативных способностей детей, способствовало укреплению детско-родительских отношений и сотрудничеству семей с МДОУ.
Использование в работе метода проектов в течение нескольких лет позволило изменить в сторону увеличения такие социально значимые показатели у детей как «интерес к окружающему миру», «интерес к своей жизни и жизни близких людей». Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Правильно организованная работа над проектом становится стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. Повышение профессиональной компетентности дает возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентноспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Список использованной литературы
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» // https: //dnrsovet/su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2018 год. Приказ № 287 от 04.04.2018 г.
3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность».
4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. -М: ТЦ Сфера ,2004
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. -М: Сфера ,2005
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников /https:/ royallib/com/book/veraksa_nikolay/
7. Вершинина Н.Б. Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. Волгоград ,Учитель,2008.
8. Виноградова Н.А. Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. -М: АЙРИС ПРЕСС,2007.
9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ /Е.С.Евдокимова –М: ТЦ Сфера ,2006. -64 с.
10. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие /В.Н.Журавлева .-Волгоград :Учитель ,2011.-302 с.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие //Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина ,Т.С.Лагода и др.-М:АРКТИ,2003 -96 с.
12. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду/ Л.Л. Тимофеева.-СПО ООО « Издательство «Детство –пресс»,2011, -80 с.
13. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ /(текст) И.А. Урмина, Т.А.Данилина –М: Линка –пресс.2009.-306 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.