МКДОУ «Селезянский детский сад «Теремок»Консультация на тему:«Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Кукунина А.Н.
Актуальность фольклора в современности
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.
Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички;
приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
народные игры.
С их помощью можно развивать:
Фонематический слух
Грамматический строй речи
Звуковую культуру речи
Обогащать словарь
Разнообразные фольклорные жанры просто необходимы для работы с детьми
Детский фольклор используется:
в период адаптации;
в режимных моментах;
на прогулке;
в непосредственно образовательной деятельности:
в игре;
в свободной деятельности.
Режимные моменты
Глазки открываются, глазки просыпаются.
Потягушки – ножки, потягушки – пяточки.
Ручки и ладошки, сладкие ребяточки!
Расти, коса, до пояса, не урони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, Катя, слушайся.
Во время умывания используем потешку
«Чистая водичка, моет Даше личико»
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим:
«Умница Катенька, ешь кашку сладенькую, вкусную, душистую»
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки
«Баю, баюшки, баю.»
Развиваем речь играя в народные игры: «Каравай», «У медведя во бору» и т.д.
Пальчиковые игры- потешки
После сна
Открывайте глазки, дети. Нам в окошко солнце светит. С Дремой попрощайтесь, ну-ка, просыпайтесь!
Наши детки все проснулись. Потянулись, улыбнулись. Сели на кроватках – сейчас начнем зарядку.
Умываемся
Буду сильным и здоровым, Я лицо водой умою. С каждой каплей просыпаюсь И ребятам умываюсь!
Я хочу здоровым быть, Не бояться стужи. Ручки, щечки, глазки мыть Всем ребятам нужно!
Перед едой
Ложка – это самолет, Мы её отправим в рот. В самолеты пассажиры – Все сплошные витамины. Этот чудо-самолет Нам здоровье принесет!
Молочная каша – Любимая наша! Она полезна для здоровья И приготовлена с любовью.
Девочки от каши С каждым днем всё краше, А мальчишки – всё сильней, Кушай кашу, не робей!
Фольклор в развивающей среде
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей раннего возраста, необходимо создать соответствующую развивающую среду.
В интерьер группы можно включить элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских и национальных костюмах, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т.д.
Ведь русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.