Методическая разработка учебного занятия по модулю: МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности. Тема: "Понятие социальной психологии"
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по модулю: МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности. Тема: "Понятие социальной психологии"

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 6
10 кл—11 кл +1
11.01.2025
Методическая разработка учебного занятия по модулю: МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности. Тема: "Понятие социальной психологии"
Тема: «Понятие социальной психологии» Цель: Сформировать у студентов правильное представление о месте и роли социальной психологии в социальной помощи гражданам Российской Федерации. Задачи: образовательная: Познакомить студентов с основными понятиями данной темы, о месте и роли социальной психологии в РФ. Развить навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п. развивающая: Развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств), эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) сфер личности и потребностей мотивационной области, анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента. воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и эстетические представления о праве, систему взглядов на правовую действительность, способность следовать нормам поведения, исполнять законы
метод разработка.docx

 

Частное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия

по модулю

МДК.01.02  Психология социально-правовой деятельности

 

для студентов специальности:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Тема: «Понятие социальной психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2025

План занятия (или конспект урока)

Тема: «Понятие социальной психологии»

Цель: Сформировать у студентов правильное представление о месте и роли социальной психологии в социальной помощи гражданам Российской Федерации.

Задачи:

 образовательная: Познакомить студентов с основными  понятиями данной темы, о месте и роли социальной психологии в РФ. Развить навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

развивающая: Развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств), эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)  сфер личности и потребностей мотивационной области, анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и эстетические представления о праве, систему взглядов на правовую действительность, способность следовать нормам поведения, исполнять законы

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемная лекция

Межпредметные связи: ПМ.01 (Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты), КП РФ (Конституционное право), обществознание, русский язык, литература

Оборудование: Классная доска, презентация, ПК, карточки с заданием

Дидактический материал: карточки, учебное пособие  

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход занятия

Задачи

Этапы урока/время

Деятельность преподавателя

 

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

Сформировать представление о социальной психологии

 

Роль и место социальной психологии в жизни общества и людей

Познакомить  с задачами социальной психологии, вспомнить, что такое социальная группа, и виды социальных групп

 

 

Сформировать навыки работы с социально неблагополучными, и не защищёнными категориями населения (пенсионер, лицо пожилого возраста,  инвалид и т.д.)

 

Воспитать у обучающихся уважение к закону, чувство ответственности и толерантности, любви и сострадания к ближнему.

 

Организационный момент (1-2 мин)

Взаимное приветствие, проверка присутствующих на занятии

Взаимное приветствие

Готовность

к занятию

Проверка домашнего задания

 (10 мин)

Проведение письменного опроса. (по карточкам Приложение 1).

 

Решение предложенного задания

Студенты обмениваются карточками, проверяют друг друга, на слайд выводятся эталонные ответы.

Оценка уровня знаний и умений по пройденной теме

ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

Определение темы, целей и задач занятия (6-7 мин)

Преподаватель задает вопросы давая возможность обучающимся самостоятельно сформировать тему, цели и задачи занятия:

 (приложение 1)

Корректировка предложенной студентами темы, целей и задач занятия

Ответы на эти вопросы помогут показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Формулировка темы, целей и задач занятия

Мотивация к изучению темы, интерес к выбранной специальности

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Изучение нового материала (25-30 мин)

Сообщение нового материала в виде рассказа педагога. Преподаватель выдает лекционный материал (Приложение 1) с опорой на презентацию, для более удобной подачи информации. Обучающимся задаются вопросы, они  на них отвечают устно, а потом письменно фиксируют ответ в лекционную тетрадь

 

Обучающиеся ведут записи наиболее значимых моментов и параллельно задают вопросы, вспоминают ранее пройденный материал.

Владение понятиями и общими характеристиками 

темы социальной психологии

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Применение полученных знаний (30 мин)

Практическое задание

Группа в аудитории  делится на пары,  готовят сценарий ролевой игры, с включением в сценарий стрессовых ситуации, знаний нормативно правовой базы по интересующему вопросу, знаний психологии, этики, культуры, норм поведения и т.д.

  Предлагаемые роли:

«Работодатель - Соискатель»,

«Инспектор биржи труда - Соискатель»

«Социальный работник (на дому)-  Пенсионер»,

«Работник пенсионного фонда – Пенсионер (участник ВОВ)

«Юрист консультант - гражданин (инвалид)» и т.д.

Студенты выполняют задание, каждая группа  разыгрывает ролевую сценку, выбранную по желанию из предложенных вариантов.

Представляют сценку с последующим обсуждением предложенного сценического варианта. 

 

 

 

 

Применение теоретических знаний при решении практических ситуаций, аргументированные ответы, интерес к выбранной специальности

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 11, ОК 12,

ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,

ПК 1.6.

Подведение итогов (10-15 мин).

Рефлексия.

Домашнее задание (2 мин)

Обобщение и выводы по пройденному материалу, студенты отвечают на вопросы (см. Приложение 1)

 

Письменное домашнее задание:

«Выработать практические рекомендации для успешного взаимодействия людей по выбранной сценке каждого учащегося»

Задают вопросы по пройденному материалу, студенты выдвигают свою позицию и обосновывают ее.

 

 

Записывают домашнее задание

Определение  допущенных ошибок

Мотивация к дальнейшему изучению дисциплины

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Конспект урока по теме: «Понятие о социальной психологии»

      План темы:

    Теоретическая часть урока

1.     Дать определение что такое «социальная психология»

2.     Задачи соц. психологии

3.     Что такое социальная группа и ее виды

  Практическая часть урока

Группа делится на пары,  готовят сценарий ролевой игры: «Работодатель - Соискатель», «Социальный работник - Пенсионер», «Юрист консультант- Гражданин» и т.д.

 

Ход урока

    Проверка домашнего задания.    (10 мин)        

    Домашним заданием было: Заполнить таблицу для лиц пожилого возраста с симптомами болезней и способами, как с ними можно справиться, по приведенной в таблице аналогии.

Таблица № 1 «Симптомы болезней и способы компенсации для лиц пожилого возраста»

 

Симптом (Пример)

Способ компенсации

Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

Трудно быстро вспомнить нужную информацию

—    Избегать спешки

—    Распределять время

—    Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, набросать план разговора, порепетировать)

—   Делать перерывы

—    Организовать рабочее место

—            Относиться терпимо к собственным слабостям

Ухудшение способности к восприятию.

Возрастные изменения в сенсорных функциях (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание)

—    самостоятельное заполнение обучающимся

—   

—   

   

Уменьшение длительности сосредоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость

—   Делать паузы, прогулки, отдых, сон

—    Осознать отвлекающие факторы

—    Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время

Трудности распределения и переключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно

—   самостоятельное заполнение обучающимся

__

__

Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном аспекте ситуации (приближаю щийся автобус) приводит к игнорированию других (машины на проезжей части)

— Осознанные стратегии распределения внимания и учета всех сторон ситуации

Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия.

Писал письмо, пошел за очками, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел

—    самостоятельное заполнение обучающимся

—           

—  

Автоматизм действий и ошибки памяти.

Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг

—    Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении)

—    Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и «фотопаузы» (подчеркнутое осознание действия)

—  Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе)

Повседневная забывчивость. Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома

—  самостоятельное заполнение обучающимся  

— 

__

Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что дальше?

—    Прибегнуть к словесным шаблонам («как я уже говорил», «в связи с этим очень важно отметить» и т.п.), к повторению сказанного другими словами, чтобы выиграть время для вспоминания

—    Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий

Трудно выполнять прежние виды деятельности

—  самостоятельное заполнение обучающимся  

__

__

 

 

    Определение темы, целей и задач занятия.    (6-7 мин)

   Прежде чем сформулировать тему урока преподаватель задает наводящие вопросы, и обучающиеся вспоминают пройденный материал:

1.     Что такое личность?

2.     Кто такой человек?

3.     Что такое социализация ?

4.     Что изучает наука психология ?

5.     Кто такой Стивен Хокинг?

6.     Кто такие дети «маугли» и дети «индиго»?

7.     Каково значение социализации для человека и людей в целом ?

 

Изучение нового материала.   (25-30 мин)

     Социальная психология (1-ое определение)  – это наука, которая изучает закономерность деятельности людей их поведение, а так же психологические характеристики социальных групп.

     Социальная психология (2-ое определение) – это наука которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Она (соц.психология) изучает так же как каким образом социальные условия влияют на поведение людей. (Учащиеся вместе с преподавателем вспоминают примеры из жизни, когда и как социальные условия влияли на людей и общество в целом).

Пример преподавателя: Экономическая ситуация в стане на конец 2014г. показала, как граждане Р.Ф. не разобравшись в ситуации, а поддавшись «сиюминутным волнениям» скупали технику бытовую, которая многим была не нужна и т.д.

История социальной психологии. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально - психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. - одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке. В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода: I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н. э. — середина XIX в.). II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.). III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX в.) и ее современного развития.

Также есть еще виды помимо социальной психологии это:

  • Политическая психология
  • Психология рекламы
  • Гендерная психология
  • Этнопсихология
  • Ролевая теория
  • Социальная фасилитация
  • Социальная психология (журнал)

Задачами социальной психологии является изучение: 1. Феномен взаимодействия между людьми – «общение». 2. Изучение социальных психологических характеристик социальных групп, как целостных образований. 3. Массовые психические явления (обучающиеся приводят примеры) . 4. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей между собой.

Социальная группа представляет собой группу людей объединённых общей деятельностью, общими интересами, а так же экономическими, демографическими этнографическими, психологическими характеристиками. (Обучающиеся самостоятельно приводят примеры различных социальных групп).

Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп: студенческие, рабочие, профессиональные, политические, религиозные и т.д. Обычно каждый человек на протяжении своей жизни принадлежит к нескольким соц. группам, меняя их по собственным соображениям или по необходимости.

(Обучающиеся отвечают на вопросы и приводят примеры: 1. Влияет ли вхождение  личности или ее самоидентификация к той или иной социальной группе на поведение и психологию человека? 2. Привести примеры, когда человек принадлежит к какой либо социальной группе по собственному желанию, и когда по необходимости ?)

   Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные .

Первичной группой, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.).

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий.

3. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.).

4. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол - мужчины и женщины; возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые; доход - богатые, бедные, зажиточные; национальность - русские, французы, американцы; семейное положение - женатые, холостые, разведенные; профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы; место жительства - горожане, сельские жители  и т.д.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

 

  Практическая часть урока  (30 мин)

     1. Группа в аудитории  делится на пары,  готовят сценарий ролевой игры, с включением в сценарий стрессовых ситуации, знаний нормативно правовой базы по интересующему вопросу, знаний психологии, этики, культуры, норм поведения и т.д.

  Предлагаемые роли:

«Работодатель - Соискатель»,

«Инспектор биржи труда - Соискатель»

«Социальный работник (на дому)-  Пенсионер»,

«Работник пенсионного фонда – Пенсионер (участник ВОВ)

«Юрист консультант- гражданин (инвалид)» и т.д.

Студенты выполняют задание, каждая группа  разыгрывает ролевую сценку, выбранную по желанию из предложенных вариантов.

Представляют сценку с последующим обсуждением предложенного сценического варианта.

 

 Подведение итогов    (10-15 мин)

Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя:

- Значение социальной психологии в жизни людей и общества?

- Знания социальной психологии, как вам помогут в выбранной вами профессии? 

- Какими качествами должен обладать работник социальной службы ?

- Почему социальная сфера так важна для государства ?

 - Почему социальная сфера находится под особой защитой государства и гарантируется государством?

 

 

Выставляются оценки, и задается письменное домашнее задание:   (2 мин)

 «Выработать практические рекомендации для успешного взаимодействия людей по выбранной сценке каждого учащегося».

 

     

                  

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Частное профессиональное образовательное учреждение

Частное профессиональное образовательное учреждение

План занятия (или конспект урока)

План занятия (или конспект урока)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Ход занятия Задачи

Ход занятия Задачи

Сформировать представление о социальной психологии

Сформировать представление о социальной психологии

Приложение 1 Конспект урока по теме: «Понятие о социальной психологии»

Приложение 1 Конспект урока по теме: «Понятие о социальной психологии»

Уменьшение длительности сосредоточения внимания

Уменьшение длительности сосредоточения внимания

Определение темы, целей и задач занятия

Определение темы, целей и задач занятия

Также есть еще виды помимо социальной психологии это:

Также есть еще виды помимо социальной психологии это:

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов

Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя : -

Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя : -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2025