Частное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности
для студентов специальности:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Тема: «Понятие социальной психологии»
Тюмень 2025
План занятия (или конспект урока)
Тема: «Понятие социальной психологии»
Цель: Сформировать у студентов правильное представление о месте и роли социальной психологии в социальной помощи гражданам Российской Федерации.
Задачи:
образовательная: Познакомить студентов с основными понятиями данной темы, о месте и роли социальной психологии в РФ. Развить навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.
развивающая: Развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств), эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) сфер личности и потребностей мотивационной области, анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и эстетические представления о праве, систему взглядов на правовую действительность, способность следовать нормам поведения, исполнять законы
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Проблемная лекция
Межпредметные связи: ПМ.01 (Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты), КП РФ (Конституционное право), обществознание, русский язык, литература
Оборудование: Классная доска, презентация, ПК, карточки с заданием
Дидактический материал: карточки, учебное пособие
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Ход занятия
Задачи |
Этапы урока/время |
Деятельность преподавателя
|
Деятельность студентов |
Ожидаемый результат |
Сформировать представление о социальной психологии
Роль и место социальной психологии в жизни общества и людей Познакомить с задачами социальной психологии, вспомнить, что такое социальная группа, и виды социальных групп
Сформировать навыки работы с социально неблагополучными, и не защищёнными категориями населения (пенсионер, лицо пожилого возраста, инвалид и т.д.)
Воспитать у обучающихся уважение к закону, чувство ответственности и толерантности, любви и сострадания к ближнему.
|
Организационный момент (1-2 мин) |
Взаимное приветствие, проверка присутствующих на занятии |
Взаимное приветствие |
Готовность к занятию |
Проверка домашнего задания (10 мин) |
Проведение письменного опроса. (по карточкам Приложение 1).
|
Решение предложенного задания Студенты обмениваются карточками, проверяют друг друга, на слайд выводятся эталонные ответы. |
Оценка уровня знаний и умений по пройденной теме ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. |
|
Определение темы, целей и задач занятия (6-7 мин) |
Преподаватель задает вопросы давая возможность обучающимся самостоятельно сформировать тему, цели и задачи занятия: (приложение 1) Корректировка предложенной студентами темы, целей и задач занятия Ответы на эти вопросы помогут показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. |
Формулировка темы, целей и задач занятия |
Мотивация к изучению темы, интерес к выбранной специальности ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Изучение нового материала (25-30 мин) |
Сообщение нового материала в виде рассказа педагога. Преподаватель выдает лекционный материал (Приложение 1) с опорой на презентацию, для более удобной подачи информации. Обучающимся задаются вопросы, они на них отвечают устно, а потом письменно фиксируют ответ в лекционную тетрадь
|
Обучающиеся ведут записи наиболее значимых моментов и параллельно задают вопросы, вспоминают ранее пройденный материал. |
Владение понятиями и общими характеристиками темы социальной психологии ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Применение полученных знаний (30 мин) |
Практическое задание Группа в аудитории делится на пары, готовят сценарий ролевой игры, с включением в сценарий стрессовых ситуации, знаний нормативно правовой базы по интересующему вопросу, знаний психологии, этики, культуры, норм поведения и т.д. Предлагаемые роли: «Работодатель - Соискатель», «Инспектор биржи труда - Соискатель» «Социальный работник (на дому)- Пенсионер», «Работник пенсионного фонда – Пенсионер (участник ВОВ) «Юрист консультант - гражданин (инвалид)» и т.д. |
Студенты выполняют задание, каждая группа разыгрывает ролевую сценку, выбранную по желанию из предложенных вариантов. Представляют сценку с последующим обсуждением предложенного сценического варианта.
|
Применение теоретических знаний при решении практических ситуаций, аргументированные ответы, интерес к выбранной специальности ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 11, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6. |
|
Подведение итогов (10-15 мин). Рефлексия. Домашнее задание (2 мин) |
Обобщение и выводы по пройденному материалу, студенты отвечают на вопросы (см. Приложение 1)
Письменное домашнее задание: «Выработать практические рекомендации для успешного взаимодействия людей по выбранной сценке каждого учащегося» |
Задают вопросы по пройденному материалу, студенты выдвигают свою позицию и обосновывают ее.
Записывают домашнее задание |
Определение допущенных ошибок Мотивация к дальнейшему изучению дисциплины |
Приложение 1
Конспект урока по теме: «Понятие о социальной психологии»
План темы:
Теоретическая часть урока
1. Дать определение что такое «социальная психология»
2. Задачи соц. психологии
3. Что такое социальная группа и ее виды
Практическая часть урока
Группа делится на пары, готовят сценарий ролевой игры: «Работодатель - Соискатель», «Социальный работник - Пенсионер», «Юрист консультант- Гражданин» и т.д.
Ход урока
Проверка домашнего задания. (10 мин)
Домашним заданием было: Заполнить таблицу для лиц пожилого возраста с симптомами болезней и способами, как с ними можно справиться, по приведенной в таблице аналогии.
Таблица № 1 «Симптомы болезней и способы компенсации для лиц пожилого возраста» |
Симптом (Пример) |
Способ компенсации |
Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости. Трудно быстро вспомнить нужную информацию |
— Избегать спешки — Распределять время — Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, набросать план разговора, порепетировать) — Делать перерывы — Организовать рабочее место — Относиться терпимо к собственным слабостям |
Ухудшение способности к восприятию. Возрастные изменения в сенсорных функциях (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание) |
— самостоятельное заполнение обучающимся — — — |
Уменьшение длительности сосредоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость |
— Делать паузы, прогулки, отдых, сон — Осознать отвлекающие факторы — Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время |
Трудности распределения и переключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно |
— самостоятельное заполнение обучающимся __ __ |
Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном аспекте ситуации (приближаю щийся автобус) приводит к игнорированию других (машины на проезжей части) |
— Осознанные стратегии распределения внимания и учета всех сторон ситуации |
Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия. Писал письмо, пошел за очками, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел |
— самостоятельное заполнение обучающимся — — |
Автоматизм действий и ошибки памяти. Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг |
— Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении) — Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и «фотопаузы» (подчеркнутое осознание действия) — Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе) |
Повседневная забывчивость. Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома |
— самостоятельное заполнение обучающимся — __ |
Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что дальше? |
— Прибегнуть к словесным шаблонам («как я уже говорил», «в связи с этим очень важно отметить» и т.п.), к повторению сказанного другими словами, чтобы выиграть время для вспоминания — Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий |
Трудно выполнять прежние виды деятельности |
— самостоятельное заполнение обучающимся __ __ |
Определение темы, целей и задач занятия. (6-7 мин)
Прежде чем сформулировать тему урока преподаватель задает наводящие вопросы, и обучающиеся вспоминают пройденный материал:
1. Что такое личность?
2. Кто такой человек?
3. Что такое социализация ?
4. Что изучает наука психология ?
5. Кто такой Стивен Хокинг?
6. Кто такие дети «маугли» и дети «индиго»?
7. Каково значение социализации для человека и людей в целом ?
Изучение нового материала. (25-30 мин)
Социальная психология (1-ое определение) – это наука, которая изучает закономерность деятельности людей их поведение, а так же психологические характеристики социальных групп.
Социальная психология (2-ое определение) – это наука которая изучает, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Она (соц.психология) изучает так же как каким образом социальные условия влияют на поведение людей. (Учащиеся вместе с преподавателем вспоминают примеры из жизни, когда и как социальные условия влияли на людей и общество в целом).
Пример преподавателя: Экономическая ситуация в стане на конец 2014г. показала, как граждане Р.Ф. не разобравшись в ситуации, а поддавшись «сиюминутным волнениям» скупали технику бытовую, которая многим была не нужна и т.д.
История социальной психологии. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально - психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. - одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке. В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода: I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н. э. — середина XIX в.). II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.). III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX в.) и ее современного развития.
Также есть еще виды помимо социальной психологии это:
Задачами социальной психологии является изучение: 1. Феномен взаимодействия между людьми – «общение». 2. Изучение социальных психологических характеристик социальных групп, как целостных образований. 3. Массовые психические явления (обучающиеся приводят примеры) . 4. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей между собой.
Социальная группа – представляет собой группу людей объединённых общей деятельностью, общими интересами, а так же экономическими, демографическими этнографическими, психологическими характеристиками. (Обучающиеся самостоятельно приводят примеры различных социальных групп).
Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп: студенческие, рабочие, профессиональные, политические, религиозные и т.д. Обычно каждый человек на протяжении своей жизни принадлежит к нескольким соц. группам, меняя их по собственным соображениям или по необходимости.
(Обучающиеся отвечают на вопросы и приводят примеры: 1. Влияет ли вхождение личности или ее самоидентификация к той или иной социальной группе на поведение и психологию человека? 2. Привести примеры, когда человек принадлежит к какой либо социальной группе по собственному желанию, и когда по необходимости ?)
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные .
Первичной группой, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.).
Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий.
3. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.).
4. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол - мужчины и женщины; возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые; доход - богатые, бедные, зажиточные; национальность - русские, французы, американцы; семейное положение - женатые, холостые, разведенные; профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы; место жительства - горожане, сельские жители и т.д.
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
Практическая часть урока (30 мин)
1. Группа в аудитории делится на пары, готовят сценарий ролевой игры, с включением в сценарий стрессовых ситуации, знаний нормативно правовой базы по интересующему вопросу, знаний психологии, этики, культуры, норм поведения и т.д.
Предлагаемые роли:
«Работодатель - Соискатель»,
«Инспектор биржи труда - Соискатель»
«Социальный работник (на дому)- Пенсионер»,
«Работник пенсионного фонда – Пенсионер (участник ВОВ)
«Юрист консультант- гражданин (инвалид)» и т.д.
Студенты выполняют задание, каждая группа разыгрывает ролевую сценку, выбранную по желанию из предложенных вариантов.
Представляют сценку с последующим обсуждением предложенного сценического варианта.
Подведение итогов (10-15 мин)
Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя:
- Значение социальной психологии в жизни людей и общества?
- Знания социальной психологии, как вам помогут в выбранной вами профессии?
- Какими качествами должен обладать работник социальной службы ?
- Почему социальная сфера так важна для государства ?
- Почему социальная сфера находится под особой защитой государства и гарантируется государством?
Выставляются оценки, и задается письменное домашнее задание: (2 мин)
«Выработать практические рекомендации для успешного взаимодействия людей по выбранной сценке каждого учащегося».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.