Методическая разработка урока на тему "Права и свобода человека и гражданина"

  • Лекции
  • doc
  • 18.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методиская разработка урока на тему_Права и свободы человека и гражданина.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК                                         

социально-правовых дисциплин  

Пр. № 9 от 19.04.2024 г.

Председатель ЦМК                                                                          

_____О.Н.Сысоева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по дисциплине «Право»

на тему «Права и свободы человека и гражданина»

преподавателя ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж

топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»

Югатовой Татьяны Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахты – 2024

 

План урока

по дисциплине  «Право»

 

Методическая цель: Активизация познавательной деятельности студента

Раздел «Конституционное право».

Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина».

Цели урока:

Дидактические:

·  закрепление ранее  полученных  знаний по теме  «Гражданство»,

·  рассмотрение документов, закрепляющие права и свободы человека и гражданина,

· изучение классификации прав и свобод человека и гражданина,

Развивающие:

·  развитие познавательной деятельности и дальнейшее углубление теоретических знаний о правах человека;

·  развитие способности выделять главное и записывать  это в виде конспекта.

Воспитательные:

·  воспитание культуры общения, чувства коллективизма;

·  привитие устойчивого интереса к выбранной профессии;

·  формирование у студентов  гражданских качеств личности.

Тип урока: нетрадиционный, урок-правовой клуб.

Вид урока: Лекция с элементами беседы.

Методы обучения:

1. Информационный (рассказ, беседа, работа с Конституцией РФ).

2. Иллюстративный  (демонстрация  презентаций; самостоятельное наблюдение обучающихся).

3. Сравнительно – аналитический.

4. Самостоятельная работа.

Принцип обучения: оптимизация средств и способов обучения.

Межпредметные связи:

1. Обществознание («Человек – существо биосоциальное»).

2. История («Международно-правовые акты о правах человека»).

3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности («Классификация нормативно-правовых актов»).

Оснащение урока:

1.          Компьютер и мультимедийный проектор.

2.          Конституция РФ.

3.          Дерево знаний.

 

Опережающее задание: 

         Студентам было дано задание познакомиться с главой 2 Конституции РФ, используя справочно-правовую систему «КонсультантПлюс».

Структура урока

 

1 Организация урока (1 мин.)

-   подготовка  компьютера и мультимедийного  проектора (для демонстрации  презентации)   к работе;

-   проверка посещаемости;

-   готовность к уроку.

 

2 Целевая постановка урока (1 мин.)

 

Слайд 1

Я рада приветствовать Вас в нашем правовом клубе, сегодня наша встреча посвящена обсуждению важной правовой темы «Права и свободы человека и гражданина».

 

На экране высвечивается  презентация.

 

Слайд  2

Тема   «Права и свободы человека и гражданина».

 

Слайд  3

Цели:

Дидактические:

·  закрепление ранее  полученных  знаний по теме  «Гражданство»,

·  рассмотрение документов, закрепляющие права и свободы человека и гражданина,

· изучение классификации прав и свобод человека и гражданина,

Развивающие:

·  развитие познавательной деятельности и дальнейшее углубление теоретических знаний о правах человека;

·  развитие способности выделять главное и записывать  это в виде конспекта.

Воспитательные:

·  воспитание культуры общения, чувства коллективизма;

·  привитие устойчивого интереса к выбранной профессии;

·  формирование у студентов  гражданских качеств личности.

3 Актуализация опорных знаний (2 мин.)

       

        Слайд  4

Что мы знаем.

 

Слайд 5

Для начала я предлагаю Вам обратиться к тексту ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

 

      Слайд 6

      Вопрос: Давайте выясним,   знаем ли мы, кого называют гражданином?

 

Слайд 7

Гражданин это:

 

а) высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры;

б) индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы;

в) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

 

Вопрос: Каждый гражданин обладает правами, свободами и соответствующими обязанностями. Предлагаю Вам разобраться с этими терминами.

 

Слайд 8

Права - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять.

Свободы - отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения.

 

Слайд 9

Что мы хотим сегодня узнать?

Сегодня нам предстоит познакомиться с основными правами и свободами, которыми наделены граждане Российской Федерации; рассмотреть документы, закрепляющие права человека и гражданина.

 

Вы готовы размышлять? Тогда в путь, мы начинаем!

 

Человек живет и занимается деятельностью для того, чтобы удовлетворять свои потребности.

 

Для каждого человека характерны следующие группы потребностей. В основании пирамиды находятся базовые потребности, без которых жить невозможно. Если мы будем двигаться снизу вверх, то, как правило, следующая ступень лежит на фундаменте нижележащей.

 

Слайд 10

 

 

Вопрос: Какие потребности характерны абсолютно для каждого?

 

Для того, чтобы удовлетворять эти общие потребности у каждого человека есть определенные права. Давайте с ними познакомимся.

 

 

4 Формирование новых понятий (5 мин)

 

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

 

Слайд 11

Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично.

 

Слайд 12

Личные

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

·         Право на жизнь

·         Право на свободу и личную неприкосновенность

·         Право на достоинство личности

·         Право на неприкосновенность частной жизни

·         Право на неприкосновенность жилища

·         Право на самозащиту

·         Право на национальную и культурную принадлежность

·         Свобода совести и свобода мысли

·         Свобода передвижения и выбора местожительства;

·         Свобода выбора национальности и языка общения

·         Право на судебную защиту

·         Свобода вероисповедания

·         Право на пользование своим языком

 

Слайд 13

Вопрос 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Вопрос 2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Вопрос 3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного перемещения выбора места жительства?

 

Варианты ответов:

1. «Лягушка-путешественница)

2.  «Красная шапочка»

3.  «Три поросенка»

 

Слайд 14

Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

·   Свобода слова

·   Право на информацию

·   Право обращений или петиций

·   Право на объединение

·   Право собираться мирно, без оружия

·   Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

·   Право на гражданство

·   Право избирать и быть избранным  

·   Право на участие в отправлении правосудия

 

Слайд 15

Видео из мультфильма «Бременские музыканты»

Вопрос: Каким правом воспользовались Бременские музыканты?

Ответ: правом на объединение, правом собираться мирно, без оружия.

 

Слайд 16

Социально-экономические

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

·   Свобода предпринимательства

·   Право на частную собственность

·   Право на труд и свободу труда

·   Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

·   Право на социальное обеспечение

·   Право на жилище

·   Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

·   Право на справедливое взимание налогов

·   Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

 

Слайд 17

Видео из мультфильма «Буратино»

        Вопрос: Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда пытались отобрать у Буратино монеты.

        Ответ: Право на собственность.

 

      Слайд 18

      Культурные

      Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

·         Право на образование

·         Свобода творчества

·         Право на участие в культурной жизни

·         Академические свободы

·         Право на благоприятную окружающую среду

 

Слайд 19

Видео из мультфильма «Буратино»

Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

        Ответ: Правом на образование.

 

5  Закрепление нового материала (8 мин.)

Работа с Конституцией РФ

 

Слайд 20

Вопрос: Где закрепляются наши права?

Ответ: в Конституции РФ

 

Вопрос: Почему все люди разные, а права у них одинаковые? Давайте обратимся к п. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Ответ: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Вопрос: Для чего нужно изучать права и свободы человека и гражданина?

Ответ: Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

 

Еще одним документом, закрепляющим права и свободы человека и гражданина, является Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина.

 

Слайд 21

Всеобщая Декларация прав человека, определившая и провозгласившая круг основных прав и свобод человека,  была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Через три года после окончания Второй Мировой войны.

 

Вопрос: Как вы думаете, почему именно это событие послужило причиной принятия Декларации?

Ответ: Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Во предвоенное время и во время Второй мировой войны очень часто происходили массовые нарушения прав человека.

 

 

Слайд 22

Вопрос: Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый характер. Закрепляет ли это положение Конституция РФ?

 

Ответ: В соответствии со п. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

 

Слайд 23

Вопрос: Если у каждого человека есть права, значит ли это, что он может делать все, что хочет? Например, у каждого из нас есть право на свободу мысли и слова, значит ли это, что он может говорить все, что хочет? Но иногда мы забываем, что права есть не только у нас, но и людей, которые нас окружают. Давайте обратимся к п. 3 ст. 17 Конституции РФ.

 

Ответ:  Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Слайд 24

Итак, мы познакомились с основными правами и свободами гражданина и человека, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности,

А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий

 

Слайд 25

Задание: Сопоставьте права и свободы человека и гражданина

 

Право на свободу творчества - Культурные

Право избирать и быть избранным – Политические права

Право на жизнь – Личные права

Право на образование – Культурные

Право быть собственником – Социально-экономические

 

Слайд 26

Объявляется начало аукциона. На торги выставляется оценка «5». Чтобы ее купить, вы должны записать в тетрадь как можно больше терминов и понятий по теме урока.

Начинаем торги. Начальная цена 3 пунктов.

 

6  Подведение итогов урока (2 мин.)

 

Наше  заседание клуба  завершает свою работу. Обычно результатом обсуждения тех или иных вопросов на заседаниях  становится обращение участников к согражданам и обществу.

Давайте подумаем, с какой мыслью мы можем сегодня обратиться к студенческому сообществу? Какой итог нашей работы мы хотели бы донести до сверстников? На столах  у вас голуби – почтовые вестники, на них написаны послания, которые помогут подвести итог нашей сегодняшней беседы. зачитайте их и прикрепите к Дереву знаний.

 

 

Слайд 27

«Без знаний прав в современном мире жить трудно, изучайте их».

«Каждому человеку присущи права и государство должно их соблюдать».                                                                                  

«Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

«Право существует для пользы человечества».

«Свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим».

«Важно не только соблюдать свои права, но и не нарушать прав других». 

«У каждого человека есть права и обязанности, их необходимо знать, чтобы правильно ими воспользоваться».

«Равные права всем, особые привилегии – никому».

«Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права».

«Равенство прав в том, что они всем предоставлены».

                                                                                         

Зачитывается одно из посланий.

 

Слайд 28

Спасибо за работу!

                                                                 


Скачано с www.znanio.ru