МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК социально-правовых дисциплин Пр. № 9 от 19.04.2024 г. Председатель ЦМК _____О.Н.Сысоева
|
|
|
Методическая разработка урока по дисциплине «Право»
на тему «Права и свободы человека и гражданина»
преподавателя ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж
топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
Югатовой Татьяны Владимировны
|
|
Шахты – 2024
План урока
по дисциплине «Право»
Методическая цель: Активизация познавательной деятельности студента
Раздел «Конституционное право».
Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина».
Цели урока:
Дидактические:
· закрепление ранее полученных знаний по теме «Гражданство»,
· рассмотрение документов, закрепляющие права и свободы человека и гражданина,
· изучение классификации прав и свобод человека и гражданина,
Развивающие:
· развитие познавательной деятельности и дальнейшее углубление теоретических знаний о правах человека;
· развитие способности выделять главное и записывать это в виде конспекта.
Воспитательные:
· воспитание культуры общения, чувства коллективизма;
· привитие устойчивого интереса к выбранной профессии;
· формирование у студентов гражданских качеств личности.
Тип урока: нетрадиционный, урок-правовой клуб.
Вид урока: Лекция с элементами беседы.
Методы обучения:
1. Информационный (рассказ, беседа, работа с Конституцией РФ).
2. Иллюстративный (демонстрация презентаций; самостоятельное наблюдение обучающихся).
3. Сравнительно – аналитический.
4. Самостоятельная работа.
Принцип обучения: оптимизация средств и способов обучения.
Межпредметные связи:
1. Обществознание («Человек – существо биосоциальное»).
2. История («Международно-правовые акты о правах человека»).
3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности («Классификация нормативно-правовых актов»).
Оснащение урока:
1. Компьютер и мультимедийный проектор.
2. Конституция РФ.
3. Дерево знаний.
Опережающее задание:
Студентам было дано задание познакомиться с главой 2 Конституции РФ, используя справочно-правовую систему «КонсультантПлюс».
Структура урока
1 Организация урока (1 мин.)
- подготовка компьютера и мультимедийного проектора (для демонстрации презентации) к работе;
- проверка посещаемости;
- готовность к уроку.
2 Целевая постановка урока (1 мин.)
Слайд 1
Я рада приветствовать Вас в нашем правовом клубе, сегодня наша встреча посвящена обсуждению важной правовой темы «Права и свободы человека и гражданина».
На экране высвечивается презентация.
Слайд 2
Тема «Права и свободы человека и гражданина».
Слайд 3
Цели:
Дидактические:
· закрепление ранее полученных знаний по теме «Гражданство»,
· рассмотрение документов, закрепляющие права и свободы человека и гражданина,
· изучение классификации прав и свобод человека и гражданина,
Развивающие:
· развитие познавательной деятельности и дальнейшее углубление теоретических знаний о правах человека;
· развитие способности выделять главное и записывать это в виде конспекта.
Воспитательные:
· воспитание культуры общения, чувства коллективизма;
· привитие устойчивого интереса к выбранной профессии;
· формирование у студентов гражданских качеств личности.
3 Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Слайд 4
Что мы знаем.
Слайд 5
Для начала я предлагаю Вам обратиться к тексту ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Слайд 6
Вопрос: Давайте выясним, знаем ли мы, кого называют гражданином?
Слайд 7
Гражданин это:
а) высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры;
б) индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы;
в) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
Вопрос: Каждый гражданин обладает правами, свободами и соответствующими обязанностями. Предлагаю Вам разобраться с этими терминами.
Слайд 8
Права - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять.
Свободы - отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон.
Обязанность - это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения.
Слайд 9
Что мы хотим сегодня узнать?
Сегодня нам предстоит познакомиться с основными правами и свободами, которыми наделены граждане Российской Федерации; рассмотреть документы, закрепляющие права человека и гражданина.
Вы готовы размышлять? Тогда в путь, мы начинаем!
Человек живет и занимается деятельностью для того, чтобы удовлетворять свои потребности.
Для каждого человека характерны следующие группы потребностей. В основании пирамиды находятся базовые потребности, без которых жить невозможно. Если мы будем двигаться снизу вверх, то, как правило, следующая ступень лежит на фундаменте нижележащей.
Слайд 10
Вопрос: Какие потребности характерны абсолютно для каждого?
Для того, чтобы удовлетворять эти общие потребности у каждого человека есть определенные права. Давайте с ними познакомимся.
4 Формирование новых понятий (5 мин)
Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Слайд 11
Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично.
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:
· Право на жизнь
· Право на свободу и личную неприкосновенность
· Право на достоинство личности
· Право на неприкосновенность частной жизни
· Право на неприкосновенность жилища
· Право на самозащиту
· Право на национальную и культурную принадлежность
· Свобода совести и свобода мысли
· Свобода передвижения и выбора местожительства;
· Свобода выбора национальности и языка общения
· Право на судебную защиту
· Свобода вероисповедания
· Право на пользование своим языком
Слайд 13
Вопрос 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Вопрос 2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Вопрос 3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного перемещения выбора места жительства?
Варианты ответов:
1. «Лягушка-путешественница)
2. «Красная шапочка»
3. «Три поросенка»
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:
· Свобода слова
· Право на информацию
· Право обращений или петиций
· Право на объединение
· Право собираться мирно, без оружия
· Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
· Право на гражданство
· Право избирать и быть избранным
· Право на участие в отправлении правосудия
Слайд 15
Видео из мультфильма «Бременские музыканты»
Вопрос: Каким правом воспользовались Бременские музыканты?
Ответ: правом на объединение, правом собираться мирно, без оружия.
Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:
· Свобода предпринимательства
· Право на частную собственность
· Право на труд и свободу труда
· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
· Право на социальное обеспечение
· Право на жилище
· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
· Право на справедливое взимание налогов
· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.
Слайд 17
Видео из мультфильма «Буратино»
Вопрос: Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда пытались отобрать у Буратино монеты.
Ответ: Право на собственность.
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:
· Право на образование
· Свобода творчества
· Право на участие в культурной жизни
· Академические свободы
· Право на благоприятную окружающую среду
Слайд 19
Видео из мультфильма «Буратино»
Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
Ответ: Правом на образование.
5 Закрепление нового материала (8 мин.)
Работа с Конституцией РФ
Слайд 20
Вопрос: Где закрепляются наши права?
Ответ: в Конституции РФ
Вопрос: Почему все люди разные, а права у них одинаковые? Давайте обратимся к п. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Ответ: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вопрос: Для чего нужно изучать права и свободы человека и гражданина?
Ответ: Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!
Еще одним документом, закрепляющим права и свободы человека и гражданина, является Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина.
Слайд 21
Всеобщая Декларация прав человека, определившая и провозгласившая круг основных прав и свобод человека, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Через три года после окончания Второй Мировой войны.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно это событие послужило причиной принятия Декларации?
Ответ: Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Во предвоенное время и во время Второй мировой войны очень часто происходили массовые нарушения прав человека.
Слайд 22
Вопрос: Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый характер. Закрепляет ли это положение Конституция РФ?
Ответ: В соответствии со п. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Слайд 23
Вопрос: Если у каждого человека есть права, значит ли это, что он может делать все, что хочет? Например, у каждого из нас есть право на свободу мысли и слова, значит ли это, что он может говорить все, что хочет? Но иногда мы забываем, что права есть не только у нас, но и людей, которые нас окружают. Давайте обратимся к п. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Ответ: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Слайд 24
Итак, мы познакомились с основными правами и свободами гражданина и человека, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности,
А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий
Слайд 25
Задание: Сопоставьте права и свободы человека и гражданина
Право на свободу творчества - Культурные
Право избирать и быть избранным – Политические права
Право на жизнь – Личные права
Право на образование – Культурные
Право быть собственником – Социально-экономические
Слайд 26
Объявляется начало аукциона. На торги выставляется оценка «5». Чтобы ее купить, вы должны записать в тетрадь как можно больше терминов и понятий по теме урока.
Начинаем торги. Начальная цена 3 пунктов.
6 Подведение итогов урока (2 мин.)
Наше заседание клуба завершает свою работу. Обычно результатом обсуждения тех или иных вопросов на заседаниях становится обращение участников к согражданам и обществу.
Давайте подумаем, с какой мыслью мы можем сегодня обратиться к студенческому сообществу? Какой итог нашей работы мы хотели бы донести до сверстников? На столах у вас голуби – почтовые вестники, на них написаны послания, которые помогут подвести итог нашей сегодняшней беседы. зачитайте их и прикрепите к Дереву знаний.
Слайд 27
«Без знаний прав в современном мире жить трудно, изучайте их».
«Каждому человеку присущи права и государство должно их соблюдать».
«Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
«Право существует для пользы человечества».
«Свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим».
«Важно не только соблюдать свои права, но и не нарушать прав других».
«У каждого человека есть права и обязанности, их необходимо знать, чтобы правильно ими воспользоваться».
«Равные права всем, особые привилегии – никому».
«Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права».
«Равенство прав в том, что они всем предоставлены».
Зачитывается одно из посланий.
Слайд 28
Спасибо за работу!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.