МАДОУ «Детский сад №329 г. Челябинска»
Консультация для родителей
«Воспитываем патриотов с детства»
Подготовили:
Воспитатели группы «Солнышко»
Сергеева Ю.А.
Пряхина К.С.
Челябинск
2024 г.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляя его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Загадки, пословицы,
поговорки – это жемчужины народной мудрости воспринимаются ребёнком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное или принять за главное не типичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого, детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей ещё очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. Во всём проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребёнка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к родному городу, ко всей стране.
Мы учим ребёнка, с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – всё это очень важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости и благополучия.
Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные
праздники, праздники урожая и др. Неизменно живёт в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребёнка, а станут началом проявления патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Рассказывайте детям о своей работе, о том, что Вы делаете, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому – то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и
смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребёнка, рождает стремление
к подражанию.
Прежде всего, ребёнку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины. Традиции, с которыми взрослый знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории – это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохранённое предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.
v Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
v Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
v Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
v Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
v Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
v Расширяйте собственный кругозор.
v Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
v Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
v Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.