Консультация "Предметно -развивающая среда для физического развития детей"

  • doc
  • 05.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КонсультацтяРазвивающая среда в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС.doc

Консультация «Предметно –развивающая среда  для физического здоровья детей»»

 

Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.

В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей  к занятиям необходимо  позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.

Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей,  прежде всего, должна быть направлена на  ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

 

Развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели: 

 

1.     Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

 

2.  Активизация двигательной деятельности.

 

3.  Развитие движений и совершенствование двигательных функций.

 

4.  Укрепление здоровья и закаливание  детского организма.

 

5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.

 

6.  Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

 

7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

 

8.   Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

 

Согласно требованиям ФГОС для    реализации  вышеназванных  целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:

 

1.Полифункциональность среды - предметно-пространственная среда должна открывать  множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

 

2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений,          позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

 

3. Вариативность - предметно - развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов,  с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

 

4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.

 

5. Принцип активности - возможность формирования у детей проявления активности.

 

6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.

 

7. Принцип гибкого зонирования - жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

 

8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.

 

9.  Принцип открытости - это открытость природе, обществу и т. д.

 

10. Гендерный принцип -  предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

 

11. Принцип надежности и безопасности - предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть  надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)

 

12. Принцип гигиенического соответствия - предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.

 

Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется  удобством,  соответствием возрасту предметов  мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.

А перед воспитателем стоит важнейшая задача - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.