Консультация «Предметно –развивающая среда для физического здоровья детей»»
Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям необходимо позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.
Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена на ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:
1. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
2. Активизация двигательной деятельности.
3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.
4. Укрепление здоровья и закаливание детского организма.
5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.
6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.
7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
8. Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Согласно требованиям ФГОС для реализации вышеназванных целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:
1.Полифункциональность среды - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Вариативность - предметно - развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов, с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.
5. Принцип активности - возможность формирования у детей проявления активности.
6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.
7. Принцип гибкого зонирования - жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
9. Принцип открытости - это открытость природе, обществу и т. д.
10. Гендерный принцип - предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
11. Принцип надежности и безопасности - предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)
12. Принцип гигиенического соответствия - предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.
Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется удобством, соответствием возрасту предметов мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.
А перед воспитателем стоит важнейшая задача - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.