Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога и других специалистов в ДОУ»
Эффективность коррекционной работы с детьми посещающих группу определяется четкой организацией их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов детского сада.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа дефектолога, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, мы строим свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый из нас осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией зрения и нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только дефектолог, логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.
Но всего лишь задействовать в коррекционной работе все перечисленные силы, мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего нарушения зрения и отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким должно быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
Очень важно, чтобы педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному.
Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями развития на начальном этапе обучения.
Семья – это, то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка специалистам и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений развития дошкольника.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его развития. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с детьми с патологией зрения и речевыми нарушениями.
Но существуют и проблемы, проблемы заключаются в следующем:
не всегда согласованно подходим к коррекции недостатков сложных детей.
Каждый специалист выполняет свою задачу, определенную, забывая, что решать проблему необходимо во взаимодействии со всеми.
В связи с этим мне бы хотелось внести в проект решения педсовета – установить 1 раз в месяц коррекционный день, где мы будем решать проблемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.