«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с
животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период
лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием
на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за
растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается
сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его
приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде
всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны.
Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны
различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас
окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке,
уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются
первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От
нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается
речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем
охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение
излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том,
что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает
бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок
учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании
ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости,
умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться:
«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не
спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на
траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а
вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи».
Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты,
ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети
понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях,
приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные,
навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от
вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят
сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и
устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку,
посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и
ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как
тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом.
Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба»,
«Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года,
объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь.
Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам
на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами
дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет
делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка,
зависит от интереса к растению, животному - от степени развития
наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за
всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай,
не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и
закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за
растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом,
человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому
было хорошо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.