Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Испокон веков семья была защитой и убежищем для
подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной
культуры, обычаев, нравственных устоев. "В каждом из нас материально,
интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего
народа, своей эпохи, своей семьи".
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас
взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие
условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление
ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности,
заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно
важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы
сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся
привить детям. Именно поэтому тема моего исследования очень актуальна на
сегодняшний день.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств
личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях
православной культуры.
Задачи:
• интеллектуальное и духовное обогащение детей;
• элементарное знакомство с православной верой;
• формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и
патриотизме;
• возрождение русских национальных традиций и обычаев;
• сохранение нравственных семейных ценностей.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России
Федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет приоритет духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой
связи - духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии
укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи.
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически
основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:
- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.
- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества,
фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,
- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и
ремеслам,
- общей семейной трапезе,
- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,
- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, отношения
строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к
старшим, заботы о младших.
Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к
родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение
всей жизни каждого человека.
Именно дошкольные учреждения должны способствовать возрождению семейного
уклада, традиций и ценностей. Федеральный государственный образовательный
стандарт даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься
проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка
необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные
люди из его окружения – его семья. Мы начали эту работу с глубокого изучения
семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие
ребенка. Провели опрос среди родителей «Должны ли дети получать знания о
православной культуре в ДОУ», и получили положительные результаты.
Вся работа ведется по трем направлениям:
1) самообразование педагогов;
2) взаимодействие с родителями;
3) совместная деятельность с детьми.
Самообразование педагогов осуществляется как в коллективных, так и в
индивидуальных формах. Это:
• консультации
• изучение передового опыта и литературы.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью
воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы
сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
• родительские собрания;
• папки-передвижки;
• тематические выставки;
• выставки семейного творчества;
• совместные праздники.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление
в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим
воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
• Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки») ;
• чтение детской православной литературы («Детская Библия») ;
• беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»)
;
• образовательные проекты («Письмо другу») ;
• слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки) ;
• просмотр видеофильмов («Радость моя» телевизионного канала Союз) ;
• рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
• продуктивная деятельность.
В современном мире утрачены многие традиции православного семейного воспитания.
Родители, ввиду занятости на работе или из-за бытовых проблем, не уделяют
времени на совместное чтение с ребенком и беседы с ним. Сейчас проще дать в
руки ребенку какой-либо гаджет и спокойно заниматься своими делами, чем
поговорить с ребенком по душам. Именно поэтому нравственный маятник внутри
ребенка раскачивается куда хочет. При наличии такого объема негативной
информации, которая нас окружает, дети стали проще относится к насилию и
жестокости и воспринимать их как нормы современной жизни. Поэтому мы в нашей
группе организовали «Клуб семейного чтения», для того, чтобы родители провели
хотя бы небольшую часть времени вместе с ребенком. Организуя этот клуб, я
стремилась обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в
контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт. Духовно
– нравственное воспитание неисчерпаемая, многогранная область: это архитектура,
литература и история, театр и естественные науки – вс может и должно стать
помощью развития и роста души человека. И всё это мне хотелось донести до
родителей и воспитанников.
Опыт показывает, что проводимая работа значительно расширяет знания
воспитанников о нравственных качествах личности и способствует становлению
духовного мира человека, формированию нравственно – эстетических идеалов. Нужно
только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности,
которая ложится на нас, педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на
себя инициирование духовно-нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем нести лишь при условии постоянного собственного
образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.