Консультация с использованием кейс-технологии
«Причины нарушений детско-родительских отношений»
Цель: формирование психолого-педагогической компетентности родителей о причинах нарушения детско-родительских отношений.
Задачи:- создать благоприятные условия для работы группы,
- помочь осознать истинные причины нарушений детско-родительских отношений.
План |
Ход |
Вступительное слово воспитателя
|
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.Тема сегодняшней беседы «Причины нарушений детско-родительских отношений» |
Введение в кейс-технологию |
Просмотр видео о проблемных отношениях родителей и детей. Родители хотели хорошие взаимоотношения с ребенком, но то-то пошло не так. Как вы думаете, являются ли такие отношения детей и родителей благоприятными для развития ребенка? Когда возникли проблемы в отношениях этих детей и родителей? Сегодня? Вчера? Или давно, еще в первые годы жизни? Я предлагаю обсудить в группах почему могут быть плохие взаимоотношения между родителями и детьми. Давайте разберем на примере, ребенок не хочет прибирать за собой игрушки. |
Обсуждение |
Обсуждение в группах ситуации. Обсуждение результатов предположений групп. |
Основная часть |
Г.Н.Дмитриева выделяет факторы, отрицательно влияющие на развитие детско-родительских отношений. К факторам 1-ого порядка, отрицательно влияющими на развитие детско-родительских отношений, относятся: 1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей. 2. Неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают должным и, главное, своевременным образом. 3. Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером, или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений. Факторами 2-ого порядка являются: 1.Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее. 2.Непринятие детей — это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера. 3.Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. 4.Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: недостаточным учетом ситуации момента; несвоевременным откликом. 5.Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток —недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей. 6.Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента. Факторы 3-его порядка: 1. Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольств или беспокойства, тревоги и страха. 2. Тревожность в отношениях с детьми выражается беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу. 3. Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. 4.Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается: настороженностью и подозрительностью в отношении перемен. 5. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. |
Подведение итогов
|
Таким образом, характер взаимоотношений детей и родителей является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. - Прошу Вас продолжить фразы: Я понял(а), что необходимо всегда... Я получил(а) для себя... Мне бы хотелось еще поговорить о... - Уважаемые родители! Я надеюсь, что наше родительское собрание прошло сегодня не зря. И каждый из нас узнал сегодня что-то новое и полезное для себя. - Спасибо за внимание, до свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.