ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА.
Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ДО ориентирован
не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих
форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной
творческой жизни детей в ДОО. Принятие Стандарта приведет к росту социального
статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего,
самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен
на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него
мотивации к обучению, познанию и творчеству.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не
как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный
период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в
жизни человека.
Требования Стандарта к результатам освоения
представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические
характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности.
2. Способность выбирать себе род занятий.
3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится к себе и к другим.
4. Обладание чувством собственного достоинства.
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6. Проявление в различных видах деятельности воображения,
фантазии, творчества.
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
8. Проявление творческих способностей.
9. Способность контролировать свои движения (уровень развития
крупной и мелкой моторики).
10. Способность к волевым усилиям.
11. Проявление любознательности.
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
13. Способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры
представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания,
умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические
характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
• ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности. [1]
Важно, чтобы у ребенка
к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и
мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации –
игру, развлечение или познание? Это целевые ориентиры, которые позволяют
понять, в каком направлении нужно двигаться.
Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики
ребенка, оценки его уровня развития.
ЦО не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
5. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным
основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития
воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с
использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей). [1]
При реализации программы
может приводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется
психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической
диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики
могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В дошкольной педагогике любят
дифференцировать детей на сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку
развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть
динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя. [2]
В детском саду допускается мониторинг
динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для
выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться,
открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный
подход.
Целевые ориентиры Программы выступают
основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.