Консультация учителя – логопеда для родителей
«Скоро в школу! Речевая готовность ребёнка к школе»
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Сможет ли он учиться легко, с интересом и желанием? Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Критерии готовности к школьному обучению:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
ü создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
ü проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
ü осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
ü уметь четко произносить все звуки речи;
ü уметь интонационно выделять звук в словах;
ü уметь выделять заданный звук в потоке речи;
ü уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
ü уметь произносить слова по слогам;
ü уметь составлять предложения из 3-5 слов;
ü уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
ü уметь использовать обобщающие понятия (яблоко, груша, апельсин - это фрукты);
ü уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «Отдых на море», «За ягодами» и т.д.);
ü уметь составлять несколько предложений о предмете;
ü различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
ü уметь наизусть читать любимые стихотворения, знать автора прочитанного стихотворения;
ü уметь последовательно передавать содержание сказки.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
ü уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
ü уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);
ü уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);
ü иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);
ü знать названия 1-3 комнатных растений;
ü знать названия 12 месяцев года;
ü знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
ü в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,
ü полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
ü знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Подготовила учитель – логопед МДОАУ №190 г. Оренбурга
Моргунова Ирина Михайловна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.