Консультация учителя - логопеда для родителей "Скоро в школу! Речевая готовность ребенка к школе"
Оценка 4.8

Консультация учителя - логопеда для родителей "Скоро в школу! Речевая готовность ребенка к школе"

Оценка 4.8
docx
01.02.2023
Консультация учителя - логопеда для родителей "Скоро в школу! Речевая готовность ребенка к школе"
консультация речевая готовность к школе.docx

Консультация учителя – логопеда для родителей

«Скоро в школу! Речевая готовность ребёнка к школе»

http://infoua.biz/user_image/price/2/22/9/421-1.jpg

   Ваш ребенок скоро пойдет  в школу. Сможет ли он учиться легко, с интересом и желанием?  Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. 

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? 

   Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

 Критерии готовности к школьному обучению:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

  Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. 

   Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).  Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако  эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. 

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? 

ü создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

ü проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

ü осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 

 

   Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. 

http://home-psiholog.ru/%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE1.png

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

 

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

ü уметь четко произносить все звуки речи;

ü уметь интонационно выделять звук в словах;

ü уметь выделять заданный звук в потоке речи;

ü уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

ü уметь произносить слова по слогам;

ü уметь составлять предложения из 3-5 слов;

ü уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

ü уметь использовать обобщающие понятия (яблоко, груша, апельсин - это фрукты);

ü уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «Отдых на море», «За ягодами» и т.д.);

ü уметь составлять несколько предложений о предмете;

ü различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

ü уметь наизусть читать любимые стихотворения, знать автора прочитанного стихотворения;

ü уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

ü уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

ü уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);

ü уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);

ü иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

ü знать названия 1-3 комнатных растений;

ü знать названия 12 месяцев года;

ü знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

ü в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,

ü полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

ü знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 

Подготовила учитель – логопед  МДОАУ №190 г. Оренбурга

Моргунова Ирина Михайловна

 

 

 

Проект для детей старшей разновозрастной группы на тему: «СКОРО В ШКОЛУ!»


 

Консультация учителя – логопеда для родителей «Скоро в школу!

Консультация учителя – логопеда для родителей «Скоро в школу!

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать: ü в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме, ü…

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать: ü в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме, ü…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023