Консультация " Формирование здоровья и личности ребёнка"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма. Э. Жак-Далькроз На современном этапе развития образования острой становиться проблема увеличения числа детей дошкольного возраста, имеющих речевую, двигательную и интеллектуальную патологию. Потребность в движении, повышенная двигательная активность явля¬ется наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограничен¬ная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоро¬вье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах дошкольник с трудом ос¬ваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Таким образом, изучение научной литературы и анализ практической деятельно¬сти позволяет заключить, что исследования педагогического процесса развития дошкольников и сохранения их здоровья являются недостаточными.
Иконка файла материала статья № 1.doc
Формирование здоровья и личности ребёнка.                                                    Пространство и время наполнены материей,                                                   подчинённой законам вечного ритма.                                                                                                Э. Жак­Далькроз         На современном этапе развития образования острой становиться проблема увеличения числа детей дошкольного возраста, имеющих речевую, двигательную и интеллектуальную патологию.              Потребность в движении, повышенная двигательная активность является наиболее важными   биологическими   особенностями   детского   организма.   Ограниченная   мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах дошкольник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Таким образом,   изучение   научной   литературы   и   анализ   практической   деятельности   позволяет заключить,   что   исследования   педагогического   процесса   развития   дошкольников  и сохранения их здоровья являются недостаточными.     Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма.  Ритмические   движения   способствуют   активизации   различных   анализаторных   систем, становлению   интегративной   деятельности   мозга   человека.   Поэтому   развитием   чувства ритма   рекомендуется   заниматься   с   самого   раннего   возраста   и   в   доступной   для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.          Ритмическая способность  является одной из универсальных базовых способностей человека. Интерсенсорные   связи,   лежащие   в   основе   чувства   ритма,   способствуют   развитию двигательной   сферы,   перцептивных   и   когнитивных   процессов,   эмоциональных   реакций, речевой   активности.   Само   восприятие   ритма   вызывает   многообразие   кинестетических ощущений   —   ритм   оказывает   организующее   влияние   на   становление   движений, совершенствует пространственно­временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом   аспекте   ритмика   (от  греч.  rhytmikos  —   относящийся   к   ритму, равномерный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности,   гармоничному   физическому   и   художественному   развитию   детей,   развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально­ритмическое чувство, учит   движениями   выражать   характер   и   темп   музыкального   произведения.   На   занятиях ритмикой   используется   бег,   прыжки,   игровые   упражнения,   Элементы   художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения. Ритмику в лечебных целях используют в психотерапии. Здесь она выступает как часть кинезотерапии  — «терапии движением», изменяет   общую   реактивность   организма,   повышает   его   сопротивляемость   и неспецифическую устойчивость к болезни. Ритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию, способствует   поддержанию   положительного   фона   настроения   и   установки   на выздоровление.Если   отклонения   в   психофизиологической   сфере   ребенка   носят   более   серьезный характер, то ритмика используется в коррекционных целях. В частности, уже доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую,   двигательную   и   интеллектуальную   патологию,   нарушения   слуха.   Однако современные   исследования   показывают,   что   использовать   данные   методики   в оздоровительных, образовательных (познавательных), воспитательных, коррекционных це­ лях необходимо и в массовых группах детского сада. Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 60­65% детей нуждаются в систематической и последовательной   (в   соответствии   с   генезисом   сенсорных   способностей)   работе   по формированию чувства ритма. .   Использование   ритмики   в   процессе   нейропсихологической   коррекции   детей дошкольного возраста показывает, что она органически входит в работу по:  •   оптимизации мышечного тонуса и обучению релаксации; • развитию целостного образа тела и повышению устойчивости; • развитию чувства ритма; • формированию пространственных представлений; • динамической организации двигательного акта; • формированию одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий; • формированию межполушарного взаимодействия; развитию   психических   процессов   (внимания,   восприятия,   памяти,   мышления, воображения).  Взаимосвязь   движения   и   речи   подтверждена   в   работах   таких   авторов,   как   В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Кольцова, Петар Губерина и др. Развитие речедвигательного анализатора происходит на базе развития двигательного. Область коры головного мозга, ответственная  за  общие  движения,  находится   в  непосредственной   близости   от  области коры, отвечающей за деятельность артикуляционной моторики. Совместная работа этих двух анализаторных систем даёт положительную динамику процесса усвоения ребёнком правильного звукопроизношения. Этот факт был положен в основу разработки технологии речедвигательной ритмики.              Речедвигательная   ритмика  ­   это   система   физиологически   обусловленных двигательных   упражнений,   связанных   с   произношением,   в   выполнении   которых участвуют тонкая и грубая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.             Коллективность   в   проведении   ритмических   занятий   обеспечивает   формирование подражательных   действий,   появление   ориентировки   на   общий   ритм   движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это   способствует   повышению   уровня   самооценки   детей,   произвольной   регуляции поведения и развитию межличностных отношений.