Консультация "Автоматизация правильного звукопроизношения"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, переходят к следующему этапу работы — к автоматизации. На этом этапе ребенка упражняют в произношении вновь поставленного звука в словах, предложениях и связной речи, то есть приучают его постоянно употреблять в своей речи правильный звук вместо дефектного. Этап автоматизации необходим потому, что и после усвоения правильной артикуляции звука ребенок по привычке продолжает дефектно произносить его в речи. Ведь дефектное произношение — это не только неправильное произношение самого звука.
Иконка файла материала Автоматизация правильного звукопроизношения.doc
Автоматизация правильного звукопроизношения Как   только   удается   добиться   правильного   звучания   изолированного звука, переходят к следующему этапу работы — к автоматизации. На этом этапе   ребенка   упражняют   в   произношении   вновь   поставленного   звука   в словах,   предложениях   и   связной   речи,   то   есть   приучают   его   постоянно употреблять в своей речи правильный звук вместо дефектного. Этап автоматизации необходим потому, что и после усвоения правильной артикуляции звука ребенок по привычке продолжает дефектно произносить его   в  речи.  Ведь   дефектное   произношение  —  это   не   только   неправильное произношение самого звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, [ш]   на   [с],   то   у   него   соответствующим   образом   сформированы   и   все стереотипы слов,  включающих  этот  звук («скаф» вместо  «шкаф», «скола» вместо «школа», «сум» вместо «шум» и т. п.). То же самое происходит и с картавым [р], и с любым другим неправильно произносимым звуком. Поэтому вполне   естественно,   что   после   постановки   звука   невозможно   сразу   пере­ строить произношение всех слов, включающих этот звук. Автоматизация   звука   проводится   в   несколько   этапов,   с   постепенным нарастанием   как   сложности,   так   и   самого   объема   речевого   материала,   а именно: —  в слогах и звукосочетаниях; —  в отдельно взятых словах; —   в словосочетаниях и специально подобранных фразах, насыщенных данным звуком; —     в   специально   составленных   текстах,   также   насыщенных   данным звуком; —  в обычной разговорной речи. Поясним смысл каждого из названных этапов автоматизации звука. Автоматизация звука в слогах и звукосочетаниях Почему лучше всего начать автоматизацию звука именно в слогах? Дело в том,   что   это   самые   маленькие   и   не   связанные   ни   с   каким   смысловым значением отрезки речи, при произнесении которых над ребенком не будут довлеть   ни   смысл   слова,   ни   ранее   усвоенный   им   неправильный   речевой стереотип.  А это  значит,  что все свое  внимание  он сможет сосредоточить исключительно на правильности артикулирования (а значит, и звучания) ранее дефектно произносимого им звука. Звук  автоматизируется   в  разных типах  слогов:  прямых (ра), обратных (ар), со стечением согласных (тра, стра), а также в звукосочетаниях, где вновь усвоенный звук находится в положении между гласными (ара, оро). На этом этапе важно отработать все наиболее часто встречающиеся в речи сочетания нового звука с другими звуками (кра, бра, здра, тру, гру и т. д.), посколькуименно   эти   сочетания   входят   в   состав   многих   слов   (красивый,   красный, здравствуй, труба, трус, грустный, грубый и т. п.). Обычно   в   одних   сочетаниях   звук   удается   автоматизировать   легче,   в других — несколько сложнее, поэтому первое время необходимо «посидеть» на   тех   слогах,   в   которых   звук   произносится   ребенком   безукоризненно правильно.   Переход   к   более   трудным   для   него   звукосочетаниям осуществляется постепенно. Автоматизация звука в отдельно взятых словах После   того   как   ребенок   научится   правильно   произносить   вновь усвоенный   звук   в   отдельных   слогах,   ему   уже   нетрудно   будет   перейти   к произнесению этого звука и в словах, включающих эти слоги. Например, если он правильно произносит звук [ш] в слогах типа «ша», «игу», то он сможет точно так же произнести его и в словах типа «ша­ры», «ша­ги», «шу­ба», «Шу­ ра», а при правильном произнесении его в слогах типа «шка», «шпо» ребенку будет доступно правильное произнесение таких слов, как «шка­фы», «шпо­ ры» и пр. При этом первые взятые для упражнений слова нужно произносить по слогам, сосредоточив основное внимание на первом слоге, включающем автоматизируемый звук, а второй слог автоматически примыкает к первому. Сложность звукослогового состава слов нарастает постепенно. Например, для автоматизации звука [с] сначала предлагаются самые простые слова (типа «сани», «сом», «сон») и лишь затем — слова со стечением согласных (типа «страус», «скамейка») и слова сразу с двумя звуками [с] («сосна», «сосулька» и пр.). К «трудным» словам можно переходить только после того, как ребенок овладеет правильным и устойчивым произношением звука [с] в более простых по структуре словах. То же самое относится и к словам со всеми другими звуками. Автоматизация звука в словосочетаниях и специально подобранных фразах, насыщенных данным звуком После овладения правильным произношением звука в отдельных словах можно   переходить   к   произношению   его   в   словосочетаниях   и   специально подобранных фразах, где автоматизируемый звук встречается почти в каждом слове. Это требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном артикулировании   звука,   что   очень   важно   для   достижения   положительного результата. Например, для автоматизации звука [с] предлагаются фразы типа «соль солёная, солью солят»; «масло в маслёнке, а соль в солонке». Автоматизация звука в специально составленных текстах,  насыщенных данным звукомВ заключение звук автоматизируется в специально составленных текстах,  которые насыщены этим звуком, что тоже требует от ребенка постоянной  сосредоточенности на правильном его произнесении и в то же время  обеспечивает достаточное для автоматизации количество повторений. Вот,  например, один из текстов для автоматизации звука [с]: Спокойно спит сосна в лесу, А снег давно уж на носу. Снег до весны сосну хранит, Пускай сосна спокойно спит. И   только   после   последовательного   прохождения   всех   рассмотренных этапов   автоматизации   звука   мы   можем   рассчитывать   на   то,   что   ребенок сможет свободно пользоваться этим звуком в обычной разговорной речи. На этапе автоматизации из речевого материала обязательно исключаются все   артикуляторно   и   акустически   близкие   звуки.   Например,   при автоматизации звука [с] в подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине   здесь   берутся   слова   типа   «сумка»,   «сом»,   «весы»,   «весна»   и   не допускается     употребление     слов     типа     «сушка»,       «свеча», «песец», «стужа».   Лучше   в  этих   случаях   не   использовать   и   слова   с  артикуляторно сложными (хотя и не похожими на [с]) звуками типа [р] и [л], поскольку эти звуки   также   могут   произноситься   ребенком   дефектно.   По   этой   причине   в предлагаемом   нами   речевом   материале   на   автоматизацию   свистящих   и шипящих звуков все слова и фразы со звуком [р] помещены в самом конце каждого небольшого раздела. Эти слова и фразы можно предлагать только тем детям, которые правильно произносят этот звук. Такой   облегченный   речевой   материал   позволяет   ребенку   все   свое внимание   сосредоточить   только   на   вновь   воспитываемом   звуке.   Этот   звук лучше   сразу   связать   с   буквой,   что   очень   важно   для   правильного   письма (особенно   если   звук   не   искажался,   а   заменялся   каким­то   другим   звуком). Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе, о кото­ ром рассказано в части 3.1.3. На этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки   звука,   работа   с   любыми   звуками   проводится   однотипно, независимо  от  причины  нарушения звукопроизношения  и  самого характера дефекта.   Эта   одинаковость   подхода   объясняется   тем,   что   у   ребенка   уже имеется нормальный звук, какими бы разными путями он ни был получен. А это   значит,   что   любой   вновь   воспитанный   звук   остается   лишь автоматизировать в речи, начиная со слогов и отдельных слов и заканчивая обычной разговорной речью, о чем мы только что говорили. Автоматизацию звука можно считать законченной только после того, как ребенок привыкнет свободно употреблять новый звук в своей посвседневнойречи   и   полностью   перестанет   воспроизводить   прежнюю   дефектную артикуляцию. На это приходится обратить особое внимание родителей, по­ скольку   очень   многие   дети,   уже   овладевшие   правильным   произношением звука, так и не употребляют его в своей речи. Чаще всего это происходит из­ за преждевременного прекращения логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам нередко обращаются   уже   взрослые   люди,   с   детских   лет   умеющие   правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи. Помощь   логопеду   со   стороны   родителей   на   этом   этапе   просто необходима.   Сначала   она   должна   заключаться   в   систематическом прослушивании   ими   всех   произносимых   ребенком   слогов,   слов   и   фраз   с автоматизируемым звуком в целях контроля за правильностью его звучания. В дальнейшем необходим точно такой же постоянный контроль над речью ре­ бенка   в   обычных   жизненных   ситуациях:   неправильно   произнесенный   звук нужно   каждый   раз   исправлять,   то   есть   просить   ребенка   еще   раз,   но   уже правильно   повторить   то   же   самое   слово.   Этим   будет   обеспечена   полная автоматизация   звука   при   одновременном   значительном   сокращении   сроков логопедической работы. В   случаях   искаженного   звучания   звука   (а   не   его   замены)   этапом автоматизации   обычно   и   заканчивается   работа   над   коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук [р] картаво или [с] межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Совсем иначе обстоит дело при звуковых заменах, когда, к примеру, звук [ш]   не   искажается,   а   заменяется   звуком   [с].   Даже   устраненные   звуковые замены обычно еще долго дают о себе знать в виде смешения ребенком звуков в своей речи (типа «кошка поймала мыску»). Такие смешения нужно обя­ зательно устранить не только ради правильности устной речи ребенка, но и для   предупреждения   у   него   неизбежных   однотипных   ошибок   на   письме. Поэтому   при   звуковых   заменах   обязателен   четвертый   этап   работы   над коррекцией   звукопроизношения   —   этап   дифференциации   смешиваемых звуков. Переход   к   этапу   дифференциации   возможен   только   после   полной автоматизации вновь поставленного звука.