Консультация для педагогов "Что делать, если у вас не говорящие дети"
Оценка 4.6

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас не говорящие дети"

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
Детсад
17.02.2017
Консультация для педагогов "Что делать, если у вас  не говорящие дети"
Что делать, если у вас не говорящие дети Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой. С чего же начать работу с неговорящим ребенком? Я считаю, что начинать нужно с диагностики. С исследования состояния моторной сферы. Учитель-логопед изучает у ребенка: • состояние общей моторики; • состояние ручной моторики; • состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок; • состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка); • анатомическое строение артикуляционного аппарата: губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы), зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой), твердое нёбо (высокое узкое, готическое, укороченное, плоское, расщелина (сквозная, изолированная субмикозная щель); мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка), язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка), подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области); • состояние эмоционально-волевой сферы. Внимание (устойчивое, неустойчивое), работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, быстро утомляем, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям); • состояние дыхательной и голосовой функций. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем дыхания (достаточный, недостаточный); продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса; Исследует поведение и эмоциональную сферу. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм); адекватность эмоциональных реакций; устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность). Общее развитие ребенка: понятие о времени года, признаки (покажи), счет в пределах. Экспрессивную речь. Присутствие в речи отдельных звуков (отраженное, изолированное произнесение звуков). Звукоподражания. Отдельные слова. Восприятие речи. 1. Реакция на звуки (неречевые, речевые). 2. Выполнение инструкций (одноступенчатая, двухступенчатая). 3. Состояние пассивного словаря. Здесь выявляем знания о словах-предметах: части тела, люди (мальчик, девочка, тетя, дядя), пища, животные, одежда и обувь, мебель; о словах-действиях (сидит, стоит, лежит, ест, прыгает, бежит); о словах-признаках (большой, маленький, такой же, горячий, холодный, синий, красный). Навыки общения: умения здороваться, прощаться, подражать мимике, действиям, звукам; просить о помощи (какими либо средствами). По итогам диагностики учитель-логопед ставит логопедическое заключение. На основе речевой карты учитель-логопед выстраивается индивидуальную программу и индивидуальный маршрут коррекционной работы, где решаются следующие задачи: • Укрепление соматического состояния (согласование лечения у узких специалистов). • Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы. • Нормализация зубочелюстной системы. • Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации (совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат). • Развитие произвольной моторики пальцев рук. • Развитие моторики речевого аппарата. • Развитие мимической мускулатуры. • Формирование правильного звукопроизношения (работа над звукоподражанием). • Развитие функций фонематического слуха. • Развитие коммуникативных навыков (расширение пассивного и активного словаря). Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения на …….гг Ф.И.О, возраст ________________________________________________________________________ Клинический диагноз _________________________________________________________________ Группа здоровья ______________________________________________________________________ Психолого-педагогическое заключение ____________________________________________ Развитие речи_________________________________________________________________________ Тонкая моторика кистей рук_________________________________________________________ Общая моторика______________________________________________________________________ Состояние зрения____________________________________________________________________ Психические процессы_______________________________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы_______________________________________ Личностные особенности____________________________________________________________ Темп деятельности_____________________________________________________________________ Актуальные проблемы ребенка______________________________________________________ Цели программы_____________________________________________________________________ Задачи программы_____________________________________________________________________ Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы_________________ Содержание программы_______________________________________________________________ Сроки реализации программы –1 год. таблица Динамические показатели Специалисты Результаты Рекомендации Результаты Динамика обследования обследования (месяц,год) (месяц,год) Индивидуальный маршрут Ф.И. на сентябрь,октябрь,ноябрь 20….г Направление коррекционной работы Содержание моторика Общая Мелкая Артикуляционная Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание Мимика Фонематические процессы Звукопроизношение Слоговая структура слова Лексика Грамматический строй речи Связная речь Развитие ВПФ Следующий этап – это беседа с родителями по итогам диагностики и знакомство с индивидуальной программой, индивидуальным маршрутом работы для ребенка. В заключении учитель-логопед прописывает: • Состояние речевой деятельности (понимание речи, состояние фонематического слуха, состояние активной речи, звукопроизношение). • Физическое развитие. Состояние общей моторики. • Социально-бытовые навыки. • Состояние эмоционально-волевой сферы. • Игры и интересы ребенка: в какие виды игр играет (предметные, дидактические, сюжетные, подвижные) или выполняет простые манипуляции с предметами. • Отношение к организованной образовательной деятельности. При планировании занятий учитель-логопед ставит и решает следующие задачи: 1.Развитие психологической базы (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций). 2.Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий). 3.Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса. 4.Развитие общей моторики, координаций движений, двигательного воображения. 5.Развитие мелкой моторики. 6.Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики). 7.Развитие коммуникативных навыков. На занятиях учитель-логопед отрабатывает: • артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики; • автоматизирует спонтанно появляющиеся звуки; • работает над слоговой структурой слова; • отрабатывает фрагменты, вызвавшие затруднения у ребенка. В процессе проведения занятий с не говорящими детьми последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой действительности. В результате многоаспектного воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать элементы разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность. Литература: Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития//. СПб: Речь, 2004. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие//. М.: ТЦ Сфера, 2011. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи.Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд, перераб., 2006 Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н.
Что делать, если у вас неговорящие дети.docx
Что делать, если у вас  неговорящие дети        Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности   эмоционально­волевой   сферы,   способствовать   развитию   отрицательных   черт   характера.   Это отрицательно сказывается на овладении грамотой.  С чего же начать работу с неговорящим ребенком? Я считаю, что начинать нужно с диагностики. С исследования состояния моторной сферы.      Учитель­логопед изучает у ребенка:  состояние общей моторики;   состояние ручной моторики;   состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок;   состояние   артикуляционной   моторики   (наличие   или   отсутствие   движений,   тонус,   объем,   способность   к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка);  анатомическое   строение   артикуляционного   аппарата:  губы  (толстые,   тонкие,   расщелина,   шрамы),  зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикус  (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой), твердое нёбо  (высокое узкое, готическое,   укороченное,   плоское,   расщелина   (сквозная,   изолированная   субмикозная   щель); мягкое   нёбо (отсутствие,   укороченное,   раздвоенное,   отсутствие   маленького   язычка),  язык  (массивный,   маленький, короткий,   длинный,   «географический»,   гипертрофия   кончика   языка),  подъязычная   связка  (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области);   состояние эмоционально­волевой сферы. Внимание (устойчивое, неустойчивое), работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, быстро утомляем, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям);  Тип   физиологического   дыхания   состояние   дыхательной   и   голосовой   функций. диафрагмальное, недостаточный); продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса; смешанное); объем брюшное,     дыхания    (верхнеключичное, (достаточный, Исследует поведение и эмоциональную сферу. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в   контакт,   избирательно,   проявляет   негативизм); адекватность   эмоциональных   реакций;   устойчивость эмоциональных   реакций  (наличие   импульсивности   или   эмоциональная   стабильность).  Общее   развитие ребенка: понятие о времени года, признаки (покажи), счет в пределах. Экспрессивную речь. Присутствие в речи отдельных звуков (отраженное, изолированное произнесение звуков). Звукоподражания. Отдельные слова. Восприятие речи.  1. Реакция на звуки (неречевые, речевые).  2. Выполнение инструкций (одноступенчатая, двухступенчатая).  3. Состояние пассивного словаря. Здесь выявляем знания о словах­предметах: части тела, люди (мальчик, девочка, тетя, дядя), пища, животные, одежда и обувь, мебель; о словах­действиях (сидит, стоит, лежит, ест, прыгает, бежит); о словах­признаках (большой, маленький, такой же, горячий, холодный, синий, красный). Навыки   общения:   умения   здороваться,   прощаться,   подражать   мимике,   действиям,   звукам;   просить   о помощи (какими либо средствами). По итогам диагностики учитель­логопед ставит  логопедическое заключение. На основе речевой карты учитель­логопед выстраивается индивидуальную  программу и индивидуальный маршрут коррекционной работы, где решаются следующие задачи:      Укрепление соматического состояния (согласование лечения у узких специалистов). Уточнение нервно­психического состояния и укрепление нервной системы. Нормализация зубочелюстной системы. Развитие   общей   моторики, зрительно­пространственной ориентации (совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат). Развитие произвольной моторики пальцев рук. Развитие моторики речевого аппарата. Развитие мимической мускулатуры. Формирование    правильного звукопроизношения (работа над звукоподражанием). Развитие функций фонематического слуха. Развитие коммуникативных навыков (расширение пассивного и активного словаря).       Индивидуальная программа социально­психолого­педагогического сопровождения  на …….гг Ф.И.О, возраст  Клинический диагноз  Группа здоровья  Психолого­педагогическое заключение  Развитие речи Тонкая моторика кистей рук Общая моторика Состояние зрения Психические процессы Особенности эмоционально­волевой сферы Личностные особенности Темп деятельности Актуальные проблемы ребенка Цели программы Задачи программы Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы Содержание программы Сроки реализации программы –1 год. Специалист ы Результаты обследовани я (сентябрь 2016г) Динамические показатели Рекомендаци и  (сентябрь 2016г) Результаты обследовани я   (январь 2017г) Рекомендаци и  (январь 2017г) Результаты обследовани я (май 2017г) Динамика, существенны е продвижения ребенка (май 2017г) Направление коррекционной работы Индивидуальный маршрут Ф.И. на сентябрь,октябрь,ноябрь 20….г Содержание   интонация, а Общая Мелкая Артикуляционная к и р о т о м Просодика: голосовые   функции,   темп течи,   речевое дыхание Мимика Фонематические  процессы Звукопроизношение Слоговая структура слова Лексика Грамматический строй речи Связная речь Развитие ВПФ Следующий этап – это беседа с родителями по итогам диагностики и знакомство с индивидуальной программой,  индивидуальным маршрутом работы для ребенка.  В заключении учитель­логопед прописывает:   Состояние речевой деятельности (понимание речи, состояние фонематического слуха, состояние активной речи, звукопроизношение).   Физическое развитие. Состояние общей моторики.   Социально­бытовые навыки.   Состояние эмоционально­волевой сферы.   Игры и интересы ребенка: в какие виды игр играет (предметные, дидактические, сюжетные, подвижные) или выполняет простые манипуляции с предметами.   Отношение к организованной образовательной деятельности. При планировании занятий учитель­логопед ставит и решает следующие задачи: 1.Развитие психологической базы (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций). 2.Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий). 3.Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса. 4.Развитие общей моторики, координаций движений, двигательного воображения. 5.Развитие мелкой моторики. 6.Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики). 7.Развитие коммуникативных навыков. На занятиях учитель­логопед отрабатывает: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики; автоматизирует спонтанно появляющиеся звуки; работает над слоговой структурой слова; отрабатывает фрагменты, вызвавшие затруднения у ребенка.                   В  процессе   проведения   занятий   с     неговорящими   детьми   последовательно   формируется   активное отношение   ребёнка   к   языковой   действительности.   В   результате   многоаспектного   воздействия   на   речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать элементы разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность. Литература: Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития//. СПб: Речь, 2004. Кириллова   Е.В.   Логопедическая   работа   с   безречевыми   детьми:   Учебно­методическое   пособие//.   М.:   ТЦ Сфера, 2011. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова ­ Давид. ­ М., 1972. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи.Издательство «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2­е изд, перераб., 2006 Подготовила  учитель­логопед Засыпкина Н.Н.

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас не говорящие дети"

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас  не говорящие дети"

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас не говорящие дети"

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас  не говорящие дети"

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас не говорящие дети"

Консультация для педагогов "Что делать, если у вас  не говорящие дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017