Данная тема является актуальной в связи с тем, что игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы. В игре находят свое отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.Данная тема является актуальной в связи с тем, что игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы. В игре находят свое отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
игра.docx
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника
Данная тема является актуальной в связи с тем, что игра – это основной
вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети
овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают
моральные нормы. В игре находят свое отражение сфера человеческой
деятельности, труда, отношений между людьми.
Вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего
человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Ребенок еще не может
говорить, но уже гугукает, улыбается, реагируя на потешки, хватая
ручонками свои первые погремушки. Играя почти бессознательно, малыш
осваивает формы и величины предметов, различает цвета и звуки, вступает в
контакты с другими людьми, реагирует, запоминает, пополняет свой кругозор,
радуется жизни.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это
понять природу счастливого детства, понять ребенка, своих питомцев и
воспитанников.
Исследования Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.Жуковской Р.И.
показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста
происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия
взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Какие же качества развиваются у ребенка во время игры?
Во–первых, игра удовлетворяет основные потребности дошкольника:
стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
Ребенок в игре свободно выражает свои желания, представления, чувства. Нет
таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в
ходе игры. Через игру можно развивать познавательные характеристики
ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его
поверить в свои силы и возможности. Игрою можно одобрить и ободрить
ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в
детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Играя, ребенок все время стремится идти вперед, а не назад.
Во – вторых, игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети
вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения,
требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать,
добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и
учебной деятельности.
В игре у ребенка формируется фантазия и воображение, которые
заключают в себе отлет от действительности и проникновение в нее. В ролях,
которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается и углубляется сама личность ребенка. В
психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре.
На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с
ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент
он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для
скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время,
когда не действует с ней
В – третьих, в игровой деятельности дети учатся замещать одни предметы
другими, они используются не только в своем непосредственном значении, но
и , когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними
общечеловеческим опытом: диванная подушка становится бегемотом, кубики
превращаются в детей в игре «В школу».. В отличии от повседневной жизни ,
где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все: плыть на
корабле, летать в космосе, жить в джунглях… Таким образом, как указывал
К.Д. Ушинский, «…пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая
предстоит ему в будущем. По мере развития игры
дети становятся более организованными, учатся оценивать себя и свои
возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое , что
облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым не
изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша
играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
Воспитатель, управляя игрой, содействует обогащению кругозора, развитию
образных форм познания, упрочнению интересов, развитию речи.
Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем
обогащает игровые способы и переносит их на другие ситуации.
Некоторое время я работала старшим воспитателем и наблюдая игровую
деятельность детей в разных группах, пришла к выводу, что не все
воспитатели сами умеют играть. Не могут создать проблемную ситуацию,
развить ее в ролевой игре и играть вместе с детьми, становясь на их позицию.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия,
необходимо иметь представления о развивающем значении ролевой игры,
хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, знать уровень ее
сформированности у своих воспитанников.
Диагностика уровня
сформированности игровых навыков дошкольника дает возможность
контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.
Используя диагностику можно определить на каком уровне развития
игры находится каждый ребенок
и определить эффективность
осуществляемого воспитателем руководства игрой.
Трудности в развитии ролевых игр часто бываю изза жесткого
регламента в детском саду. Не всегда , играя, дети могут довести игру до
конечного результата. Утром идет образовательная деятельность, а вечером дети посещают кружки и секции. Им приходиться прерывать игру и в
последствии интерес к ней уже теряется.
И всетаки в заключении хочется отметить, что игра для ребенка является
потребностью, непроизвольной, внутренне мотивирующей деятельностью, в
ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству
общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в
творческий процесс. Это комфортное и благоприятное пространство для его
развития, саморазвития.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже
утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чемто радостном, облегчить
свою жизнь, перестать огорчаться, горевать. Русская народная культура
издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в
будущее.
Хочется привести слова А.Фромма: « Играя, дети учатся прежде всего
развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». (Фромм А.
«Азбука для родителей».Л: Лениздат,1991,с.84)
Литература:
1. Эльконин Д.Б. – «Психология игры» М. 1978.
2.Губанова Н. Ф. – «Развитие игровой деятельности»
Москва: Мозаикасинтез 2008 .
3. Калинченко А.В. –« Развитие игровой деятельности
дошкольников». Методическое пособие . АйрисПресс
2004.
4.Шмаков С.А. «Игры – шутки, игры – минутки».
Москва. «Новая школа» 1993
Консультация для педагогов и родителей
Консультация для педагогов и родителей
Консультация для педагогов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.