Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Оценка 4.8

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
09.03.2018
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
В данной статье содержится история возникновения сказки как жанра, методика применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, поможет плавно и «безболезненно» преодолеть различные барьеры как со сверстниками, так и со взрослыми, а также содержит правила использования сказкотерапии в работе с детьми.В данной статье содержится история возникновения сказки как жанра, методика применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, поможет плавно и «безболезненно» преодолеть различные барьеры как со сверстниками, так и со взрослыми, а также содержит правила использования сказкотерапии в работе с детьми.
публикация.docx
СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ                      ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА         Сказки   появились   в   столь   глубокой   древности,   что   с   точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их первых   авторах.   Скорее   всего,   сказки   сочиняли   те   самые   крестьяне   и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.       Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не   только   детям,   но   и   взрослым   тоже.   Сказки   учили   выпутываться   из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.      Слово "сказка" засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова "каз ть". Имело значение: перечень, список, точное аа описание.   Современное   значение   приобретает   с   XVII—XIX   века.   Ранее использовалось   слово   "баснь".   Слово   "сказка"   предполагает,   что   о   нём узнают, "что это такое" и узнают, "для чего" она, сказка, нужна. Сказка целевым   назначением   нужна   для   подсознательного   или   сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего   "ареала"   и   достойного   отношения   к   другим   общинам. Примечательно,   что   и   сага,   и   сказка   несут   в   себе   колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское   внимание?   И   разве   только   дети   были   слушателями   бабушки­ сказительницы   в   семье?   С   не   меньшим   удовольствием   и   волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как ни в хорошей сказке?        Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами   показать   окружающую   жизнь,   людей,   их   поступки   и   судьбы,   в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность   примерить на себя и пережить  чужую судьбу, чужие   чувства,   радости   и   горести.   Пользуясь   зашифрованным   в   сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.    Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и   справедливости,  душевной   красоты.   Воспитывает   уважение   к   семье,  к взрослым,   и   к   коллективу   детей,   обеспечивает   основу   для   реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника      Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и   логопедами.   Что,   как   ни   сказка,   позволяет   ребенку,   да   и   взрослому пофантазировать? Что бы я сделал, обладай волшебством?     Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми,   понятными,   доступными   для   ума   и   сердца.   Чужая   душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?      На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.       Педагогическая   работа   ­   это  1­й   этап,   включающий   чтение   сказки   и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа ­ это 2­й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление   поделок   по   мотивам   сказок.   Психокоррекция   проводится через   проигрывание   эпизодов   сказки   и   ответы   детей   на   предлагаемые вопросы. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка,   в   которой   добро   сильней   зла,   где   старый   становится   молодым, больной     здоровым,   даёт   малышу   чувство   внутренней   защищённости. Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими   детьми,   находит   адекватное   телесное   выражение   эмоциям   и чувствам.            Сказкотерапия для детей  заключается в использовании метафор и других   образов   имеющих   место   в   любой   сказке,   басне   и   другом художественном   произведении.   Они,   образы,   и   влияют,   сознательно   и подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.        Чтобы  сказкотерапия  была   эффективной  и  реально  оказала   помощь ребенку дошкольнику, нужно придерживаться некоторых правил:                    Правила организации сказкотерапии для дошкольников: ­   Простое   прочтение   сказки   не   несет   в   себе   терапевтической   нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; ­   Содержание   сказки   должно   соответствовать   возрасту,   потребностям   и возможностям ребенка; ­ Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;  ­Передача   ребенку   знаний,   правил   поведения,   сглаживание   конфликта   в процессе   знакомства   с   содержанием   сказки   и   его   анализом   должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;  ­Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения. ­Читая или рассказывая сказку проявляйте подлинные чувства и эмоции ­Ребенок   должен   видеть   всего   рассказчика:   лицо,  глаза,  мимику,  позу   и жесты ­Не делать длительных пауз ­в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача   знаний   ребенку   и   правил   поведения   должна   проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке; ­после   прочтения   и   инсценирования   сказки   необходимо   активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.  Список используемой литературы: 1. Арт­терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт­терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4   книг)   /   М.В.   Киселева   и   др.   ­   М.:   Речь,   2014.   ­ 890 c. 2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. ­ М.: Генезис, 2011. c. 3.   Городецкая   Наталья.   Не   надо   бояться!   Ты   хочешь   братика? 288 ­       (сказкотерапия) / Наталья Городецкая. ­ М.: Говорящая книга, 2012. ­ 356 c. 4.   Зинкевич­Евстигнеева   Т.   Д.   Практикум   по   сказкотерапии   /   Т.Д. Зинкевич­Евстигнеева.   310   c.   2000.   Речь,   М.: ­ ­     5.   Зинкевич­Евстигнеева   Т.   Д.   Практикум   по   сказкотерапии   /   Т.Д. Зинкевич­Евстигнеева.   320   c.   2012.   Речь,   М.: ­ ­     6.   Зинкевич­Евстигнеева   Т.   Д.   Практикум   по   сказкотерапии   /   Т.Д. Зинкевич­Евстигнеева.   ­   Москва: СИНТЕГ,   2000.   ­   310   c. 7. Капская А. Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / А.Ю.   Т.Л.   Капская,  ­ 543 c. 8.   Каяшева   О.   И.   Библиотерапия   и   сказкотерапия   в   психологической практике   /   О.И.   Каяшева.   ­   М.:   Бахрах­М,   2012.   ­   304   c.   ­   М.:   Речь,   Мирончик.   2006. 9. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей   и   родителей   /   Е.С.   Мосина.   ­   М.:   Генезис,   2012.   ­   160   c. 10. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально­педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. ­ М.: Детство­ Пресс, 2012. ­ 224 c.

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018