В данной статье содержится история возникновения сказки как жанра, методика применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, поможет плавно и «безболезненно» преодолеть различные барьеры как со сверстниками, так и со взрослыми, а также содержит правила использования сказкотерапии в работе с детьми.В данной статье содержится история возникновения сказки как жанра, методика применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, поможет плавно и «безболезненно» преодолеть различные барьеры как со сверстниками, так и со взрослыми, а также содержит правила использования сказкотерапии в работе с детьми.
публикация.docx
СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью
определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их
первых авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и
пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к
поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки
рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению —
не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из
непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх
— и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые
полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды
забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных
знаний.
Слово "сказка" засвидетельствовано в письменных источниках не ранее
XVII века. От слова "каз ть". Имело значение: перечень, список, точное
аа
описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее
использовалось слово "баснь". Слово "сказка" предполагает, что о нём
узнают, "что это такое" и узнают, "для чего" она, сказка, нужна. Сказка
целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного
обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты
своего "ареала" и достойного отношения к другим общинам.
Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную
информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение,
вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное
время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали
детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки
сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением
погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще
можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как ни
в хорошей сказке?
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания
словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в
самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок
героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу,
чужие чувства, радости и горести. Пользуясь зашифрованным в сказке
опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир
бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный
мир чувств и переживаний.
Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое
доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра
и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к
взрослым, и к коллективу детей, обеспечивает основу для реализации
эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами,
и логопедами. Что, как ни сказка, позволяет ребенку, да и взрослому
пофантазировать? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и
не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас
открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся
осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные
качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если
ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие
смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может
понять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическая работа это 1й этап, включающий чтение сказки и
беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа это 2й
этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки,
психогимнастику, собственно психокоррекционную работу и рисование или
изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится
через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые
вопросы. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое
впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым,
больной здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.
Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с
другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и
чувствам.
Сказкотерапия для детей заключается в использовании метафор и
других образов имеющих место в любой сказке, басне и другом
художественном произведении. Они, образы, и влияют, сознательно и
подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и
эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.
Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь
ребенку дошкольнику, нужно придерживаться некоторых правил:
Правила организации сказкотерапии для дошкольников: Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки.
Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать
оценки и выводы по ее содержанию;
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и
возможностям ребенка;
Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу
должны в полной мере решать поставленную задачу;
Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в
процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно
проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это
может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее
героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение
своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение
правильной модели поведения.
Читая или рассказывая сказку проявляйте подлинные чувства и эмоции
Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и
жесты
Не делать длительных пауз
в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона.
Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить
ненавязчиво, в дружественной обстановке;
после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать
дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его
личное отношение к сказке.
Список используемой литературы:
1. Арттерапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арттерапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из
4 книг) / М.В. Киселева и др. М.: Речь, 2014. 890 c.
2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. М.: Генезис,
2011.
c.
3. Городецкая Наталья. Не надо бояться! Ты хочешь братика?
288
(сказкотерапия) / Наталья Городецкая. М.: Говорящая книга, 2012. 356 c.
4. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.
ЗинкевичЕвстигнеева.
310 c.
2000.
Речь,
М.:
5. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.
ЗинкевичЕвстигнеева.
320 c.
2012.
Речь,
М.:
6. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.
ЗинкевичЕвстигнеева.
Москва: СИНТЕГ,
2000.
310 c.
7. Капская А. Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей /
А.Ю.
Т.Л.
Капская,
543 c.
8. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической
практике / О.И. Каяшева. М.: БахрахМ, 2012. 304 c.
М.: Речь,
Мирончик.
2006.
9. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для
детей и родителей / Е.С. Мосина. М.: Генезис, 2012. 160 c.
10. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социальнопедагогической
работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. М.: Детство
Пресс, 2012. 224 c.
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Статья "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.