Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как фактор познавательного развития ребенка»

  • Семинары
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на семинаре «Исследовательская деятельность как фактор познавательного развития ребенка» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детском саду. Воспитатель: Уважаемые гости, сегодня поговорим о нас, то есть о людях, о том как устроен человек, о том что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
Иконка файла материала Семимнар Эксперимент.docx
Выступление на семинаре «Исследовательская деятельность как фактор познавательного развития ребенка»            Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит,   видит   и   делает   сам.   Вот   на   этом   и   основано   активное   внедрение детского экспериментирования в практику работы детском саду.  Воспитатель: Уважаемые гости, сегодня поговорим о нас, то есть о людях, о  том как устроен человек, о том что здоровье – это одна из главных ценностей  человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе.  Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте,  невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства  должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем,  развивать и совершенствовать, не вредить своему организму. Чтобы лучше запомнить строение нашего тела и внутренних органов, мы  воспользуемся нашим «Волшебным фартуком».  1. Сердце Самым главным органом у нас является сердце. С самого нашего рождения  оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно сравнить с работой  мотора. Оно перекачивает нашу кровь. От него она движется по сосудам –  трубочкам по всему телу и разносит вещества, которые очень важны для нас.  ­ Оно лежит немного левее центра грудины, а размером с кулак. Сложите  руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого  размера ваше сердце. А у меня вот такое сердце (воспитатель показывает свой  кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А теперь сжимайте и слегка  разжимайте кулак ­ так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. Эксперимент №1. Опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором  марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании  спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться. ­ Какой вывод можно сделать из этого опыта? (ответы детей) 2. Желудок ­ Как вы думаете, а откуда к нам в кровь поступают полезные вещества? ­ С пищей.Правильно.   Все   живые   организмы   питаются.   Человеку   необходимо определенное   количество   пищи,   чтобы   нормально   развиваться,   расти, обеспечивать себя энергией.             Ты  съел пирожок,  выпил   стакан  чая,  и у  тебя  сразу  прибавилось   сил. Почему?   Пища   проходит   сложный   путь   своего   превращения   и   расщепления. Полученные в результате переваривания пищи вещества растворяются, попадают в кровь и разносятся по всему организму, обеспечивая необходимым питанием каждую клеточку нашего тела. Опыт:  Берем   стакан,   наполовину   наполненный   водой,   опускаем кусочек сахара, сахар быстро растворится в воде. Представим, что вода это желудочный сок, сахар наша пища. Вот так переваренные вещества пищи растворяются, попадают в кровь.         Как же пища впитывается в наши ткани и дает им энергию и рост. Как мы объясним, слово впитаться?         Опыт: Возьмем   стакан   воды   и   немного   нальем   на   тарелку.   Затем возьмем салфетку и кладем ее на разлитую воду. Немного подождем, затем поднимем салфетку.          ­ Как вы думаете, что произошло?          ­ Где вода? Ее больше нет, она впиталась. То же самое происходит и у нас в кишечнике.           Пищу нужно пережевывать хорошо. Трудится желудок добросовестно, но медленно.   С   сахаром   или   с   фруктами   он   справится   быстро,   но   если   есть постоянно сухую пищу, то этим мы задаем желудку непосильную работу. Опыт:  Берем сухарики, кладем в стакан и наливаем немножко воды, получается   полусухая   кашица,   вот   такую   пищу   трудно   переваривать желудку. 3. Легкие ­ Молодцы, а теперь поговорим о том, как мы с вами дышим. Дышит все  живое. И растения, и животные, и, конечно, человек. Мы не можем не дышать,  даже если захотим. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем воздух. При вдохе  воздух попадает в нос, затем он опускается в трахею. Это такая трубка. От  трахеи отходят в стороны две трубки, они называются бронхами. И по ним  воздух попадает в легкие. (Макет) Легкие, как и сердце, постоянно работают. Легких у нас два – правое и левое.  Они, как и сердце, защищены ребрами.           Ребята, я вас попрошу положить свою руку на грудную клетку и набрать носом   воздух.  Вы   заметили,  как   у   вас   приподнялись   ребра?  Это   значит,  что легкие набрали воздух. А когда вы выдохнули использованный воздух, то легкиеопустились.  Легочные   клетки   всасывают   из   крови   лишнее   для   организма количество воды. Она выводится из него при выдохе вместе с воздухом.         Опыт: «Я выдыхаю воду».         Чтобы ребенок мог убедиться, что в выдыхаемом воздухе содержится вода,   можно   провести   следующий   эксперимент:   дать   ребенку   зеркальце, попросить ребенка вдохнуть и сделать выдох прямо на зеркальце. Обратить внимание   ребенка   на   то,   что   зеркальце   запотело.   Попросить   ребенка провести пальчиком по зеркальцу – оно сырое, остается след.      4. Кости, мышцы и суставы Чтобы ходить, есть, дышать, совершать какие­то действия, человеку  приходится затрачивать много усилий. В этом нам помогают скелет и мышцы.  Они связаны между собой. Кости и мышцы определяют форму тела человека. В  нашем теле 206 костей. Показ макета кисти рук.  «Значение локтевого сустава» Цель: опытным путем показать значение локтевого сустава Оборудование: две тонкие дощечки 30­35см диной, 5­7см шириной,  эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава Проведение: вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой  сустав. Детям дается задание ­ поднести ложку ко рту, почесать ухо или  погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д. Затем делается вывод: выполнить эти задания, если рука не сгибается,  нельзя.      5.Экcпepимeнты нaд тeлoм для дeтeй           Teпepь, нaм нужнo  увидeть этo  в дeйcтвии, нaчнeм  c  peцeптopoв мышц. “Bзлeтaющaя  pукa”  Для  пpoвeдeния  нaм  пoнaдoбитcя  вceгo  лишь…cтeнa  и ceкундoмep нa тeлeфoнe. Peбeнoк пpиcлoняeтcя к cтeнe, плoтнo пpижимaя к нeй oдну  pуку.   Oкoлo  минуты  cильнo  дaвит  нa  кoнeчнocть,  кaк  будтo   cтapaeтcя cдвинуть  cтeну.  Зaкpывaeт  глaзa  и  oтxoдит  нa  пapу  шaгoв.   Pукa  нaчинaeт пoднимaтьcя caмa ввepx! Kaк видитe, экcпepимeнт пpoxoдит вeceлo, a из нeгo мы узнaли,  чтo  кoгдa  дaвим  нa   cтeну  –  мышцы  coкpaщaютcя.   Koгдa   oтxoдим  в cтopoну  – oни  paccлaбляютcя, a  зaтeм  aвтoмaтичecки  coкpaщaютcя  внoвь. Ho пpeпятcтвия  ужe  нeт  и  мышцы  пoднимaют  pучку  ввepx. A  зaчeм  нужнo  былo зaкpыть  глaзa? Oни пocылaют  мoзгу  cигнaл  oб  имeющeмcя  или  нe  имeющeмcя бapьepe.   Ecли  peбeнoк  видит  pуку,  тo   aвтoмaтичecкиe   peaкции  мoгут  нe cpaбoтaть. Пo  этoй  пpичинe  в  пocлeдующиx   oпытax тaкжe  пoтpeбуeтcя  нe пoдглядывaть!нo  дaжe  я,           “Флaмингo”  Ecть   вoзмoжнocть   пpoвepить   нacкoлькo  вaжнo  зpeниe  для пpoпpиoцeпции.   Удивитeльнo,  взpocлый  чeлoвeк,   cмoглa пoчувcтвoвaть  paзницу  в  движeнияx. Haм  пoтpeбoвaлcя  тoлькo ceкундoмep  нa тeлeфoнe. Cтaнoвимcя  нa oдну  нoгу,  кaк  птицa  в  нaзвaнии  oпытa. Ocтaeмcя  в тaкoм пoлoжeнии пoлминуты. Teпepь пoвтopяeм тe жe дeйcтвия, нo c зaкpытыми глaзaми.       “Kpужeниe” Becтибуляpный aппapaт для нac нe пpocтo coчeтaниe cлoв, этoт opгaн   вaжeн   и   есть   специальные   упражнени,   с   помощью   которых   его   можно развивать.  Нам   пpeдcтaвилacь   вoзмoжнocть   пoкaзaть  peбeнку   кaк   жидкocть   в ушкe мeняeт   нaши   движeния.   Для   этoгo  нaм   пoнaдoбилocь:  Ceкундoмep; скакалка;  cтaкaн   нaпoлнeнный   нaпoлoвину   вoдoй;   лoжкa.  Cуть  экcпepимeнтa  чтoбы  пoкaзaть  peбeнку  oтчeгo  пpoиcxoдят  нe зaключaeтcя  в  тoм, кoopдиниpoвaнныe  движeния  пocлe  кpужeния.  Из  скакалки  выклaдывaeм пpeдвapитeльнo  пpямую  линию.  Пpocим  пpoйти  пo  нeй  –  пepвoнaчaльнo  этo  нe вызывaeт  зaтpуднeний.   Ha   cвoбoднoм  мecтe,  ребенок  нaчинaeт  кpужитьcя  c зaкpытыми глaзaми 15 ceкунд. Пocлe ocтaнoвки oткpывaeт глaзa и идeт пo тoй жe линии. He пoлучaeтcя? Heт! Дeлo в тoм, чтo кaнaлы внутpeннeгo уxa зaпoлнeны жидкocтью. Пpи кpужeнии oнa двигaeтcя и кaкoe­тo вpeмя пocлe ocтaнoвки тeлa пpoдoлжaeт  пoдaвaть  cигнaл  в  мoзг  o  тoм,  чтo  чeлoвeк  вcё  eщe  кpужитcя. Пocмoтpим  нa  этo  в  дeйcтвии.   Ha  пpoтяжeнии  тex  жe   15   ceкунд  дeлaeм вoдoвopoт  в  cтaкaнe  пpи  пoмoщи  лoжки. Bключaeм  ceкундoмep  и  нaблюдaeм cкoлькo вpeмeни зaймeт пoлнaя ocтaнoвкa вoды. У нac этo 19 ceкунд.              “Глаза   на   спине”  Teпepь   пpoвeдeм  oпыт   и   докажем,   что   на   спине естьтaктильныe  peцeптopы. Ребенок с закрытыми глазами должен угадать, чтог «рисуют» у него на спине.       6. Дидактическая игра «Части тела». Показ макета

Посмотрите также