Выступление на семинаре «Исследовательская деятельность как фактор познавательного развития ребенка»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детском саду.
Воспитатель: Уважаемые гости, сегодня поговорим о нас, то есть о людях, о том как устроен человек, о том что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
Выступление на семинаре «Исследовательская деятельность как фактор
познавательного развития ребенка»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок
слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение
детского экспериментирования в практику работы детском саду.
Воспитатель: Уважаемые гости, сегодня поговорим о нас, то есть о людях, о
том как устроен человек, о том что здоровье – это одна из главных ценностей
человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным:
бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе.
Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте,
невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства
должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем,
развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
Чтобы лучше запомнить строение нашего тела и внутренних органов, мы
воспользуемся нашим «Волшебным фартуком».
1. Сердце
Самым главным органом у нас является сердце. С самого нашего рождения
оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно сравнить с работой
мотора. Оно перекачивает нашу кровь. От него она движется по сосудам –
трубочкам по всему телу и разносит вещества, которые очень важны для нас.
Оно лежит немного левее центра грудины, а размером с кулак. Сложите
руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого
размера ваше сердце. А у меня вот такое сердце (воспитатель показывает свой
кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А теперь сжимайте и слегка
разжимайте кулак так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь.
Эксперимент №1. Опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором
марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании
спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.
Какой вывод можно сделать из этого опыта? (ответы детей)
2. Желудок
Как вы думаете, а откуда к нам в кровь поступают полезные вещества?
С пищей.Правильно. Все живые организмы питаются. Человеку необходимо
определенное количество пищи, чтобы нормально развиваться, расти,
обеспечивать себя энергией.
Ты съел пирожок, выпил стакан чая, и у тебя сразу прибавилось сил.
Почему? Пища проходит сложный путь своего превращения и расщепления.
Полученные в результате переваривания пищи вещества растворяются, попадают
в кровь и разносятся по всему организму, обеспечивая необходимым питанием
каждую клеточку нашего тела.
Опыт: Берем стакан, наполовину наполненный водой, опускаем
кусочек сахара, сахар быстро растворится в воде. Представим, что вода это
желудочный сок, сахар наша пища. Вот так переваренные вещества пищи
растворяются, попадают в кровь.
Как же пища впитывается в наши ткани и дает им энергию и рост. Как мы
объясним, слово впитаться?
Опыт: Возьмем стакан воды и немного нальем на тарелку. Затем
возьмем салфетку и кладем ее на разлитую воду. Немного подождем, затем
поднимем салфетку.
Как вы думаете, что произошло?
Где вода? Ее больше нет, она впиталась. То же самое происходит и у
нас в кишечнике.
Пищу нужно пережевывать хорошо. Трудится желудок добросовестно, но
медленно. С сахаром или с фруктами он справится быстро, но если есть
постоянно сухую пищу, то этим мы задаем желудку непосильную работу.
Опыт: Берем сухарики, кладем в стакан и наливаем немножко воды,
получается полусухая кашица, вот такую пищу трудно переваривать
желудку.
3. Легкие
Молодцы, а теперь поговорим о том, как мы с вами дышим. Дышит все
живое. И растения, и животные, и, конечно, человек. Мы не можем не дышать,
даже если захотим. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем воздух. При вдохе
воздух попадает в нос, затем он опускается в трахею. Это такая трубка. От
трахеи отходят в стороны две трубки, они называются бронхами. И по ним
воздух попадает в легкие. (Макет)
Легкие, как и сердце, постоянно работают. Легких у нас два – правое и левое.
Они, как и сердце, защищены ребрами.
Ребята, я вас попрошу положить свою руку на грудную клетку и набрать
носом воздух. Вы заметили, как у вас приподнялись ребра? Это значит, что
легкие набрали воздух. А когда вы выдохнули использованный воздух, то легкиеопустились. Легочные клетки всасывают из крови лишнее для организма
количество воды. Она выводится из него при выдохе вместе с воздухом.
Опыт: «Я выдыхаю воду».
Чтобы ребенок мог убедиться, что в выдыхаемом воздухе содержится
вода, можно провести следующий эксперимент: дать ребенку зеркальце,
попросить ребенка вдохнуть и сделать выдох прямо на зеркальце. Обратить
внимание ребенка на то, что зеркальце запотело. Попросить ребенка
провести пальчиком по зеркальцу – оно сырое, остается след.
4. Кости, мышцы и суставы
Чтобы ходить, есть, дышать, совершать какието действия, человеку
приходится затрачивать много усилий. В этом нам помогают скелет и мышцы.
Они связаны между собой. Кости и мышцы определяют форму тела человека. В
нашем теле 206 костей.
Показ макета кисти рук.
«Значение локтевого сустава»
Цель: опытным путем показать значение локтевого сустава
Оборудование: две тонкие дощечки 3035см диной, 57см шириной,
эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава
Проведение: вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой
сустав. Детям дается задание поднести ложку ко рту, почесать ухо или
погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.
Затем делается вывод: выполнить эти задания, если рука не сгибается,
нельзя.
5.Экcпepимeнты нaд тeлoм для дeтeй
Teпepь, нaм нужнo увидeть этo в дeйcтвии, нaчнeм c peцeптopoв мышц.
“Bзлeтaющaя pукa” Для пpoвeдeния нaм пoнaдoбитcя вceгo лишь…cтeнa и
ceкундoмep нa тeлeфoнe. Peбeнoк пpиcлoняeтcя к cтeнe, плoтнo пpижимaя к нeй
oдну pуку. Oкoлo минуты cильнo дaвит нa кoнeчнocть, кaк будтo cтapaeтcя
cдвинуть cтeну. Зaкpывaeт глaзa и oтxoдит нa пapу шaгoв. Pукa нaчинaeт
пoднимaтьcя caмa ввepx! Kaк видитe, экcпepимeнт пpoxoдит вeceлo, a из нeгo мы
узнaли, чтo кoгдa дaвим нa cтeну – мышцы coкpaщaютcя. Koгдa oтxoдим в
cтopoну – oни paccлaбляютcя, a зaтeм aвтoмaтичecки coкpaщaютcя внoвь. Ho
пpeпятcтвия ужe нeт и мышцы пoднимaют pучку ввepx. A зaчeм нужнo былo
зaкpыть глaзa? Oни пocылaют мoзгу cигнaл oб имeющeмcя или нe имeющeмcя
бapьepe. Ecли peбeнoк видит pуку, тo aвтoмaтичecкиe peaкции мoгут нe
cpaбoтaть. Пo этoй пpичинe в пocлeдующиx oпытax тaкжe пoтpeбуeтcя нe
пoдглядывaть!нo дaжe я,
“Флaмингo” Ecть вoзмoжнocть пpoвepить нacкoлькo вaжнo зpeниe для
пpoпpиoцeпции. Удивитeльнo,
взpocлый чeлoвeк, cмoглa
пoчувcтвoвaть paзницу в движeнияx. Haм пoтpeбoвaлcя тoлькo ceкундoмep нa
тeлeфoнe. Cтaнoвимcя нa oдну нoгу, кaк птицa в нaзвaнии oпытa. Ocтaeмcя в
тaкoм пoлoжeнии пoлминуты. Teпepь пoвтopяeм тe жe дeйcтвия, нo c зaкpытыми
глaзaми.
“Kpужeниe” Becтибуляpный aппapaт для нac нe пpocтo coчeтaниe cлoв, этoт
opгaн вaжeн и есть специальные упражнени, с помощью которых его можно
развивать. Нам пpeдcтaвилacь вoзмoжнocть пoкaзaть peбeнку кaк жидкocть в
ушкe мeняeт нaши движeния. Для этoгo нaм пoнaдoбилocь: Ceкундoмep;
скакалка; cтaкaн нaпoлнeнный нaпoлoвину вoдoй; лoжкa. Cуть экcпepимeнтa
чтoбы пoкaзaть peбeнку oтчeгo пpoиcxoдят нe
зaключaeтcя в тoм,
кoopдиниpoвaнныe движeния пocлe кpужeния.
Из скакалки выклaдывaeм
пpeдвapитeльнo пpямую линию. Пpocим пpoйти пo нeй – пepвoнaчaльнo этo нe
вызывaeт зaтpуднeний. Ha cвoбoднoм мecтe, ребенок нaчинaeт кpужитьcя c
зaкpытыми глaзaми 15 ceкунд. Пocлe ocтaнoвки oткpывaeт глaзa и идeт пo тoй жe
линии. He пoлучaeтcя? Heт! Дeлo в тoм, чтo кaнaлы внутpeннeгo уxa зaпoлнeны
жидкocтью. Пpи кpужeнии oнa двигaeтcя и кaкoeтo вpeмя пocлe ocтaнoвки тeлa
пpoдoлжaeт пoдaвaть cигнaл в мoзг o тoм, чтo чeлoвeк вcё eщe кpужитcя.
Пocмoтpим нa этo в дeйcтвии. Ha пpoтяжeнии тex жe 15 ceкунд дeлaeм
вoдoвopoт в cтaкaнe пpи пoмoщи лoжки. Bключaeм ceкундoмep и нaблюдaeм
cкoлькo вpeмeни зaймeт пoлнaя ocтaнoвкa вoды. У нac этo 19 ceкунд.
“Глаза на спине” Teпepь пpoвeдeм oпыт и докажем, что на спине
естьтaктильныe peцeптopы. Ребенок с закрытыми глазами должен угадать, чтог
«рисуют» у него на спине.
6. Дидактическая игра «Части тела». Показ макета