Изобразительная деятельность детей при создании необходимых условий начинает формироваться довольно рано. Зарождаясь в раннем возрасте, изобразительная деятельность при содействии взрослых продолжает активно развиваться в дошкольном возрасте. Сначала дети начинают манипулировать карандашами, кистями, бумагой, а затем с помощью взрослого и, подражая ему, начинают водить карандашом по бумаге и интересоваться полученными изображениями. И уже в подготовительной к школе группе проводится три вида рисования: предметное, сюжетное и декоративное.
Консультация для воспитателей
«Изобразительная деятельность детей
дошкольного возраста»
С
абаева М.А.
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 181»
Г.Ярославль
Изобразительную деятельность составляют
рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из
любимых занятий детей, дающее большой простор для
проявления их творческой активности. Тематика рисунков
может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их
интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей
жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
Им доступно использование выразительных средств
рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с
реальным предметом, для выражения отношения
рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.
Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче
начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Изобразительная деятельность детей при создании
необходимых условий начинает формироваться довольно
рано. Зарождаясь в раннем возрасте, изобразительная
деятельность при содействии взрослых продолжает активно
развиваться в дошкольном возрасте. Сначала дети
начинают манипулировать карандашами, кистями, бумагой,
а затем с помощью взрослого и, подражая ему, начинают
водить карандашом по бумаге и интересоваться
полученными изображениями. И уже в подготовительной к
школе группе проводится три вида рисования: предметное,
сюжетное и декоративное. В каждый вид включаются
разные типы рисования: в предметном рисовании
необходимо различать рисование с натуры и рисование по
представлению; в декоративном – рисование по заданию
воспитателя, или, как можно назвать, на тему (так как тему
предлагает детям воспитатель) и рисование по замыслу, в
сюжетном рисовании – рисование на тему и по замыслу.
Значение «рисования» как обучающего момента для
начинающего рисовальщика заключается главным образомв приобретении опыта, навыков, в развитии глазомера,
твердости руки, умении безошибочно определять
пропорции, постановку и форму предмета.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной
деятельности заключается в объемном способе
изображения. Дошкольникам доступно овладение
приемами работы с мягкими пластическими материалами,
легко поддающимися воздействию руки,— глиной и
пластилином.
Лепка — это объемно-пространственное изображение
предметов из мягкого пластичного материала (пластилина,
глины) с помощью рук и вспомогательных инструментов —
стеков и т. п.; является частью изобразительного искусства
– скульптуры (по Н. Б. Халезовой). В скульптуре чаще всего
передается образ человека и животных. Неживая природа и
предметы бытовой обстановки включаются как детали,
дополняющие этот образ или служащие декоративным
целям. Содержание детской лепки шире.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт,
овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с
тем, что лепка, как и другие виды изобразительной
деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные
задачи, удовлетворяя познавательные и творческие
потребности ребенка.
Виды лепки:
· лепка с натуры,
· лепка по иллюстрации,
· сюжетная лепка (на тему или по замыслу).
Лепные работы детей обладают реальной
объемностью, их можно рассматривать с разных сторон,
каждый раз в новом положении, играть ими, украшать
помещение.
В процессе НОД аппликацией дети знакомятся с
простыми и сложными формами различных предметов,
части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.
Создание силуэтных изображений требует большой работы
мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют
детали, являющиеся порой основными признаками
предмета.НОД аппликацией
способствуют развитию
математических представлений. Дошкольники знакомятся
с названиями и признаками простейших геометрических
форм, получают представление о пространственном
положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в
центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные
понятия легко усваиваются детьми в процессе создания
декоративного узора или при изображении предмета по
частям. Выполнение аппликативных изображений
способствует и развитию мускулатуры руки, координации
движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно
вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать
формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Аппликация — вырезание и наклеивание
(накладывание) фигурок, узоров или целых картин из
кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих
материалов на материал-основу (фон). Как правило,
материалом-основой служат картон, плотная бумага,
дерево. Аппликация связана с познавательной
деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие
умственных и творческих способностей детей. Аппликация
из ткани — это разновидность вышивки.
Аппликация отличается от других видов
изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной
обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового
пятна (локальностью) больших цветовых пятен,
выразительностью изображения, более обобщенной
формой.
Классификация аппликации:
- по форме:
· объемная;
· плоская;
- по цвету:
· одноцветная;
· многоцветная;
· чёрно-белая- по тематике:
· предметная;
· сюжетная;
· декоративная;
Материалы, применяемые для создания аппликации:
ткань (хлопок, шелк, бархат, шнуры):
· кожа;
· мех;
· войлок;
· фетр;
· сафьян;
· бисер;
· пластилин;
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием.
Развитию сенсорного восприятия способствует операции
по обработки бумаги:
· сгибание;
· резание;
· разрывание и обрывание;
· наклеивание.
В НОД аппликацией дети получают ряд трудовых
навыков, облегчающих последующую работу на уроках
труда в школе. У них формируется настойчивость и умение
доводить дело до конца, кроме того, совершенствуется
умение силуэтного вырезывания без предварительной
прорисовки. Ножницы в руках детей из механического
инструмента должны превратиться в изобразительный.
Создавая форму предмета из бумаги, дети как бы рисуют
ножницами, передают характерные особенности контура
предметов.Все эти виды детской активности играют важную роль в
развитии ребенка - дошкольника. От игры они отличаются
тем, что связаны с созданием какого-то конечного
продукта – рисунка, постройки и т.п. Эти действия
развивают не только образные формы мышления, но и
такие качества как целенаправленность, умение
планировать свою деятельность, достигать некоторого
результата. Признаки и качества изображаемых предметов
выступают опорными точками ребенка в познании
действительности.