Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Оценка 5
Памятки
docx
психологическая работа +1
Детсад
08.04.2019
Решающим условием положительного направления взаимодействия детского сада и семьи, являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.
«Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями».docx
«Правила построения эффективного общения и взаимодействия
Консультация для педагогов
с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети
росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными,
чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные
дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями
было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все
лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять
новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников,
основная задача которых—достижение реального сотрудничества между
детским садом и семьей.
Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского
сада и семьи являются ответственность и активность.
Решающим условием положительного направления взаимодействия
детского сада и семьи, являются доверительные отношения между
воспитателем и родителями. Контакт должен строятся таким образом, чтобы
у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться
успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение
семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно
в теоретической и практической, определенным образом организованной
деятельности.
Следствием такой организации педагогического
взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только
своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры
должны дополнять друг друга. Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется
четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие
поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по
взаимодействию.
Все формы работы с родителями подразделяются:
индивидуальные;
коллективные;
наглядноинформационные.
Разработан федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в
котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС
говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации
работы с родителями. Одним из принципов которой является сотрудничество
ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОСДО является основой для оказания
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья,
развитии
индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из
требований к психологопедагогическим условиям является обеспечение
повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития
ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного
воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью
удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство
возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом
нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей. Таким образом, внедрение новых федеральных государственных
требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и
семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные
формы
работы.
Существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и
родителей. Основная цель, которых установление доверительных отношений
между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду,
потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их
решать.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально
помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя ее.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного
взаимодействия между ДОУ и семьей,
являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их
образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей,
их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями. Работу с родителями следует строить,
придерживаясь
для
интересными
следующих этапов:
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации,
которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными
и
них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада
с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому
саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой,
новой для себя обстановке,
сближаются с педагогами.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении
также используются коллективные и индивидуальные формы деятельности.
Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось
найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно
расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на
откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями,
сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные
способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном
учреждении и дома.
Попрежнему в этой группе лидируют следующие традиционные
коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ;
Педагогический совет с участием родителей;
Родительская конференция;
Тематические консультации;
Групповые собрания родителей.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм
относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких
традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года»,
«Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа»,
«Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия
«Как мы весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких
как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать
эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического
процесса. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие
выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности
родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между
ребёнком и родителем и значимый для воспитателя.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий –
укрепление детскородительских отношений. В результате у детей
воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к
труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается
из чувства любви к своей семье.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет
большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не
только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся
равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в
детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще
интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд,
воспитания человеческой души.
Наглядноинформационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи
ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания
детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего
воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Группа традиционных информационноознакомительных форм.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей
информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню,
полезные статьи и справочные материалыпособия для родителей. Главное —
содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным,
разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его
содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим
внимание.
Информационноаналитических форм организации взаимодействия
с родителями
Основной задачей информационноаналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии
у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку,
запросах, интересах, потребностях родителей в психологопедагогической
информации.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики,
который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её
членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные
формы
взаимодействия
родителями.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование
письменных форм общения с родителями. Но злоупотреблять такими
формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско
родительского коллектива группы.
с
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде.
Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию
о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде.
Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы
постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях,
изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная
адресованная
непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении,
поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую
информацию.
записка,
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком
короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении
ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за
оказанную помощь. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать
между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что
происходит дома и в детском саду.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который
информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть
записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться
своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм
общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не
заменяла личных контактов.
Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении
обязательных условий: осознание цели деятельности каждым участником
процесса; обеспечение индивидуального подхода к каждой семье
воспитанников; четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с
семьей. Основной трудностью является привлечение родителей к активному
участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима
большая подготовительная работа с родителями детей.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о
том, что современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их общая
задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных
условий для полноценного развития личности.
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.