Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
konsultatsiya_knigi.docx
Консультация для родителей (вторая младшая группа)
«Книжки для малышки»
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным.
Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием,
развивающим малыша, является чтение книг. Ещё несколько лет назад родители
с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе:
прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно
трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки
вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она
была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
На что обращают внимание взрослые, покупая литературную новинку своему
малышу?
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы
заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст
книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно
воспользоваться книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми
журналами. Если же книгу читают ребёнку полностью, то желательно, чтобы
сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий.
Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и
закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для
малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и
обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят
для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё
не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши,
должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного
обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог
справиться с переворачиванием страниц, и был в состоянии переносить книгу с
места на место.
Многие родители интересуются, с какими иллюстрациями следует покупать
детям книжки: с высокохудожественными, выполненные известными
художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Наверное,
каждый взрослый решает эту проблему по своему, ориентируясь на вкус и опыт,
и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая книги с ребёнком.
Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к
искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие,
читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить
его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям
уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно
пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Об иллюстрировании детской книги как сложном процессе не раз говорил
известный художник В. Конашевич. Исходя из знания законов развития ребёнка,
он определяет требования к иллюстрациям в произведениях для малышей:
«Ясность, простота и выразительность». Но тут же художник замечает: «Однако
под простотой не следует разуметь какое-то нарочитое изображение предмета,
а упрощение приёмов его графического воспроизведения…Ребёнок требует,
чтобы предмет был изображён точно и со всеми признаками, но изображён
просто и ясно».
Ещё одно существенное замечание художника: «Картинки в книге для
маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче
разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на
белом поле листа».
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские
и народные сказки, стихи, потешки, считалочки. Согласно исследованиям, дети
раннего и старшего (4–5 лет) возраста предпочитают стихотворные
произведения. Доказано, что успешность восприятия ребятами рифмованного
текста (проникновения детьми в его смысл) на 22 % выше того же варианта
прозаического.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей
прелести и значимости этот жанр литературного произведения требуют
пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые
должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка,
какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения,
будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у
взрослого: «Василиса … вышла на полянку, где стояла избушка Бабы – Яги, забор
вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами,
вместо дверей – у ворот ноги человечьи, вместо замка – рот с острыми зубами».
Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон,
даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Ещё одной иллюстрацией этого совета может послужить сказка «Три медведя».
Прежде чем знакомить малыша с этим произведением, подумайте, чему она учит
ребёнка, какой сказочный урок в ней заложен. Как правило, взрослые в процессе
чтения мимикой, интонацией показывают своё положительное отношение к
действиям Машеньки, радуются тому, что ей удалось убежать от медведей и
побуждают к этому своё чадо. Если внимательнее отнестись к содержанию
сказки, то мы увидим, что девочка довольно легко относиться к чужому добру, и
явно пренебрегает законами частной собственности. Я не призываю к
исключению данного произведения из библиотеки малыша. Однако родителям
желательно обсудить его с юным книголюбом, сказав, например, что Машенька
может извиниться перед хозяевами домика за причинённый ущерб, предложить
свою помощь в приготовлении обеда вместо съеденной ею похлёбки и т.д. Чтобы не сделать ребёнка читателем одной, хотя и любимой книги, ему
ненавязчиво надо предлагать и другие произведения, рассказывая о том, чем
они интересны.
Нельзя вводить в круг детского чтения только те тексты, которые дают
образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо
призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о
литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с
ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению. Так, один малыш может
подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него
истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки
книгу. Причин такого «прохладного» отношения к литературе может быть много.
Разделим их на следующие условные группы:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту
ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных
малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать
слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно
себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени.
Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего
автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес
к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Вероятно, малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить
внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть
до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ
общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или
параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или
иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик.
Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже
на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобного
совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию
текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках,
попросите его повторить название картинки. Рассказ взрослого не должен быть
чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.
Ребёнок младшего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы,
которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы папиных
автомобильных журналов или маминых косметических каталогов. Семейный альбом (перелистывание его, узнавание самого себя, а затем и
близких людей) может стать первой книжкой для малыша.
Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным
пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь
текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя.
Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой
вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего
чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному
занятию.
Зачастую родители недооценивают возможности литературных произведений в
решении многих проблем в поведении детей. По данным анкетирования, ни один
из взрослых не посчитал книги способными справиться с детской
агрессивностью, замкнутостью, нежеланием идти в детский сад и т. д.
Книга – это не просто предмет, который купили в магазине, а результат вашего с
ним взаимодействия, игры. Ребёнку предлагается сочинить вместе с вами текст
(если он уже умеет разговаривать) и стать главным героем нового произведения.
Книги – самоделки помогут взрослым в налаживании контактов с малышом,
решении многих поведенческих проблем, осуществлении познавательного
развития.
Ребёнок, по возможности, должен принимать участие в этом мероприятии.
Пусть доля его стараний будет небольшой (принести картинки, подать ножницы
или карандаш, намазать деталь клеем), главное здесь – совместный труд и
взаимодействие.
Предпочтительнее изготавливать книжки небольшого формата, используя при
этом прочные материалы: картон, тонкий пластик. Основой также могут
послужить фотоальбомы, файлы для бумаги, в которые взрослые вместе с
детьми вкладывают нужные картинки, рисунки.
Выбор материала зависит от задач, которые вы хотите решить, создавая книжку.
Для сенсорного развития детей можно подобрать кусочки ткани, нитки,
пуговицы, спички… Они могут превратиться в занавески на окне, в волосы, глаза
главного героя, коврик, дорожку и т. д.
При изготовлении книги для преодоления сложностей в поведении малыша
используйте его фотографии, рисунки в соответствующей сюжету обстановке.
Совершенствуя речь, познание можно собирать красочные картинки, вырезки с
изображение животных, людей, цветов.
Контур книги не обязательно должен быть прямоугольным или квадратным.
Детям очень нравятся книги, страницы которых вырезаны в форме какого-
нибудь животного, домика, любого знакомого предмета. Попробуйте смастерить книжку-раскладушку.
Между последней страницей и обложкой книги можно поместить пищалку от
старой детской игрушки. Тогда нажимая на любую страницу, ребёнок будет
слышать мелодичный звук.
Тема книги может быть любая, но обязательно связанная с ежедневными
занятиями ребёнка. Например, ваш сынок или доченька никак не соглашается на
уборку собственных игрушек, капризничает при любой попытке приобщить его к
этому полезному мероприятию. Попробуйте изготовить книжку «Мои игрушки»,
которая помимо своего прямого назначения положительно скажется на развитии
мелкой моторики, речи малыша.
Эта самоделка должна быть изготовлена из плотной бумаги или тонкого
картона. На развороте листа слева надо нарисовать какую-либо любимую
малышом игрушку. А на соседней странице – изобразить эту же игрушку,
лежащую на месте, например, в кукольной кроватке; эту страницу нужно
сложить пополам. Желательно сложенную страницу снабдить завязками или
застёжками, при помощи которых можно скрепить её с корешком книги.
Сначала взрослый показывает картинку с игрушками, допустим, с
разноцветными мячами. Затем говорит, что мячики устали (или хотят отдохнуть
в своём домике) и показывает на соседней странице, где мячи должны отдыхать
(например, в корзине или коробке). Затем взрослый просит малыша положить
реальные мячи в реальную корзинку, предназначенную для их хранения. Когда
мячи будут уложены, взрослый вместе с ребёнком складывает страничку с
изображением лежащих в корзине мячей пополам и просит тихонько, чтобы не
уронить, не рассыпать игрушки, застегнуть или завязать страничку.
Таким образом, поступают и со следующими страничками. Страниц должно быть
столько, чтобы ребёнок не устал и не потерял интерес к этому занятию.
А вот пример книжки, которая может быть использована любящими родителями,
чьи дети начали посещать детский сад и плохо адаптируются к его условиям. В
тех случаях, когда малыш долгое время болел или был в отпуске, она поможет
ему вновь привыкнуть и освоиться в дошкольном учреждении.
Книжка «Моя семья» может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контур
домика, а может быть использован для её приготовления и обычный
фотоальбом. На каждой странице наклеивается фотография одного из членов
семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, а также домашних
животных – любимцев малыша. Если нет под рукой фотографий, можно
нарисовать каждого члена семьи. На обложке книги или на последней странице
желательно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живёт
ребёнок.
Формат книжки лучше выбрать маленький, чтобы она поместилась в кармашке
платьица или рубашки. Тогда малыш, загрустив в детском саду, может достать книжку и полистать её, называя по имени папу, маму и др.
Как правило, это занятие отвлекает ребёнка от грустных мыслей. А воспитатель
воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал к тому, что ребёнку следует
уделить внимание.
Мне бы хотелось закончить своё выступление словами художника Льва
Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь
исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка,
лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное
искусство – детская книжка».
Анкета
Уважаемые родители!
Ваше участие в анкетировании поможет нам подобрать интересный материал
для работы с детьми.
Выберете один из вариантов ответов на вопрос, если иное не оговорено.
1. Любит ли ваш ребёнок читать вместе с вами книжки? (подчеркните)
А) да,
Б) не всегда,
В) редко,
Г) нет.
Если Вы выбрали вариант «Г», то переходите к вопросу 3.
2. Какой литературный жанр он предпочитает? (подчеркните)
А) сказки,
Б) стихи,
В) рассказы,
Г) всё вместе,
Д) другое (напишите)____________.
3. Укажите самое любимое произведение вашего ребёнка (если такое имеется)?
А) «Рукавичка»,
Б) «Мойдодыр»,
В) другое (напишите) ____________, Г) нет любимых книжек.
4. Покупая литературную новинку своему малышу, вы отдаёте предпочтение
(выберите 1 – 2 варианта):
А) книге из прочного материала,
Б) книге с обилием иллюстраций,
В) книге небольшого формата и объёма,
Г) книге, чьё содержание соответствует возрасту вашего ребёнка,
Д) книге известного автора,
Е) другое (напишите)______________.
5. Считаете ли вы совместное чтение книг одним из способов развития и
воспитания ребёнка?
А) да,
Б) нет,
В) затрудняюсь ответить,
Г) другое (напишите) ______________.
6. Как вы думаете, какие детские проблемы, задачи можно решить с помощью
книги (выберите 1 – 2 варианта)?
А) интеллектуальное развитие,
Б) развитие речи,
В) воспитание культурно-гигиенических навыков,
Г) поведенческие проблемы (агрессивность, необщительность…),
Д) нежелание идти в детский сад,
Е) книги никакие проблемы решить не помогут,
Ж) другое (напишите)______________.
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Консультация для родителей " книжки для малышей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.