Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли полуторагодовалого малыша в дошкольное учреждение или же продолжать воспитывать его дома. Все понимают, что ребенку необходимо общество сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, но уж очень настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Слышат постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Что можно сказать в ответ на это? В чем-то эти взрослые и правы. Давайте разберемся вместе
Адаптация ребёнка к условиям детского сада
Консультация для родителей
Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли
полуторагодовалого малыша в дошкольное учреждение или же продолжать
воспитывать его дома. Все понимают, что ребенку необходимо общество
сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, но
уж очень настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным
решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет,
наберется сил. Слышат постоянные разговоры о том, что дети в детском саду
много плачут, часто болеют. Что можно сказать в ответ на это? В чемто эти
взрослые и правы. Давайте разберемся вместе.
Действительно, может случиться и такое, когда малыш с первых дней
посещения дошкольного учреждения будет плакать, тяжело переживать
разлуку с близкими родными и дня через 34 заболеет. Не торопитесь
обвинять во всем воспитателей. Многочисленные исследования российских и
зарубежных ученых убедительно доказали, что привыкание малыша к новым
для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период
адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли
подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста
профессор Н.М.Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот
же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок,
бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему,
пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом
месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к малышу. Взрослые в
семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни
ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! В один из
дней без всякой предварительной подготовки ребенка приводят в детский сад
и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке.
Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого малыша. В его
жизни никогда ничего подобного не было, он ничего не может понять,
осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность
держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его
окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно
ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения и ребенок начинает
активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой
на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей,
требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители
поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитя.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на
протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малышзабывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть както успокоить
его. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии
успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает,
плачет, часто просыпается. Примерно также проходит второй, третий день.
Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: у
ребенка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые
признаки расстройства желудка, он может заболеть.
Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и
воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.
Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и
помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих
малыша. Дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь:
воспитатели, медицинские работники проводят консультации для родителей о
режиме дня в детском саду, о санитарногигиенических требованиях,
закаливании ребенка, о навыках, которые необходимо формировать у детей,
знакомят с примерным меню детского учреждения. Родителям необходимо
работников.
прислушиваться
дошкольных
советам
к
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап следует начинать за 12 месяца до приема ребенка в
детский сад. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в
поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для
него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие
распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени
для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к
четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все
дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет
испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы. Его не нужно будет
переучивать, ломать неправильные привычки.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание
рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные
запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от
знакомой пищи, не останется голодным.
Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как
способ кормления, укладывания спать. В групповой комнате дети едят сами,
сидя за столами. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по
необходимости докармливают когото из детей. Педагоги не смогут уделить
должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску,
сидя на руках взрослого и т.д. То же и при укладывании спать. Все дети с
помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит за
тем, чтобы ребята спокойно заснули. Одного погладит, другому улыбнется,
третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при
засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках взрослого и т.д.)отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и
новенькие, и все дети группы. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении
и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным
реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в
домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную
систему малыша от переутомления.
В то же время необходимо обратить серьезное внимание на
формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть,
раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его
самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет
отвлечься ему от переживаний, на какоето время сгладить остроту
отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создаст предпосылки для
более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и
малыш подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает
следующий этап