В данной статье отражены игры по развитию речи детей (в возрасте от 3 до 7 лет), которые помогут родителям для занятий с ребенком. Но для этого вовсе не обязательно проводить каждодневные, нудные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Игры для развития речи
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она
приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто
можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно
построенной речью. Родители зачастую не придают большого значения
речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык
только благодаря телевизионным программам и разговорной речи
окружающих. Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и
подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним
различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.
Существует несколько наиболее распространенных приемов, которые
приведены ниже.
Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижность и
дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного
аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Поговорки и скороговорки
Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии
речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно
обогащает словарный запас. Это упражнение будет наиболее полезно детям с
определенными проблемами. Многие из них торопятся, «проглатывают» слоги
и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно
и «растягивают» слова. Надо сказать, результаты проведенных наблюдений
показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее
формулируют мысли и е стесняются выполнять устные задания.
Интервью
Данное упражнение направленно на то, чтобы обучить ребенка давать четкие
развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого
интересного для большинства детей знания можно научить малыша
формулировать вопросы, выражая в них главную мысль. Проводить занятия
подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого следует
предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком(врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок журналистом, который
берет у него интервью. Во время упражнения развивается память, появляются
социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести
диалог.
Чтение и пения колыбельных
Для того чтобы речевое развитее ребёнка проходило правильно , необходимо
читать ему вслух , например на ночь. Читать надо чётко, с хорошим
произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных
развевают память , обогащают словарный запас , развлекают и одновременно
успокаивают ребёнка. Потешки и колыбельные песни обладают
положительной эмоциональной окраской , так нравятся детям.
Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и
предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет основной проблемой детей
дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной
речи , которой уместна для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребёнок
должен стараться строить отвлечённую речь , которая не связана только с
предметом или ситуацией , и знакомится с основами грамматики .Для
выполнения упражнения необходимо яркая сюжетная картинка. Проводить
данное занятие желательно во время складывания мозайки или чтения
книжки. Необходимо заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог,
используя фразы типа «Как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?» и т.д.
Также следует использовать как можно больше вопросов («где?», «кто?»,
«зачем?», «откуда?», «почему?» и д.р.) В том случае, если ребенок не может
или затрудняется построить ответ или отвечает односложными
предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо
стараться делать это так, что бы у малыша не возникало ощущения скучного
занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребёнка , когда он
самостоятельно строит сложные предложение. Эта игра поможет малышу
познакомиться , с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат
ребёнка правильно и сознательно строить предложения, используя при этом
многочисленные наречия , сложные союзы и вопросительные слова. Мало надо
сказать , что ребёнок может научиться правильной речи только в том случае ,
ясли будет осваивать новые речевые средства , которые поступают в основном
из речи окружающих.Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте 37 лет и направленно на
разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Так
же игра формирует предметнообразное мышление, способность к общению и
анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов.
Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых
ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей
точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и
рассуждения можно прийти к неправильным выводам. Для того чтобы
рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его
внимание на указанные в загадке признаки.
«Что бы это значило?»
Данное занятие подходит для детей от 57 лет и направленно на
совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков
устной речи. Игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная
окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить
малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и
настроению говорящего. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок
объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят
разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они
содержат в себе помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску
(грусть, злость, поощрение и т.д.). Следует попробовать с ребенком понять,
что могут значить такие выражения, как «повесить нос», «проще пареной
репы», «бить баклуши» и пр.