Консультация для родителей "Игры для развития речи"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье отражены игры по развитию речи детей (в возрасте от 3 до 7 лет), которые помогут родителям для занятий с ребенком. Но для этого вовсе не обязательно проводить каждодневные, нудные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Иконка файла материала Игры для развития речи.docx
Игры для развития речи Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она  приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто  можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно  построенной речью. Родители зачастую не придают большого значения  речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи  окружающих. Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и  подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним  различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.  Существует несколько наиболее распространенных приемов,  которые  приведены ниже. Артикуляционная гимнастика Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижность и  дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.   Выработать четкие и согласованные движения органов  артикуляционного  аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Поговорки и скороговорки Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии  речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно  обогащает словарный запас. Это упражнение будет наиболее полезно детям с  определенными проблемами. Многие из них торопятся, «проглатывают» слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно  и «растягивают» слова. Надо сказать, результаты проведенных наблюдений  показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее  формулируют мысли и е стесняются выполнять устные задания. Интервью Данное упражнение направленно на то, чтобы обучить ребенка давать четкие  развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого  интересного для большинства детей знания можно научить малыша  формулировать вопросы, выражая в них главную мысль. Проводить занятия  подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого следует  предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком(врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок ­ журналистом, который берет у него интервью. Во время упражнения развивается память, появляются  социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести  диалог. Чтение и пения колыбельных Для того чтобы речевое развитее ребёнка проходило правильно , необходимо  читать ему вслух , например на ночь. Читать надо чётко, с хорошим  произношением  и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных  развевают память , обогащают словарный запас , развлекают и одновременно  успокаивают ребёнка. Потешки и колыбельные песни обладают  положительной эмоциональной окраской , так нравятся детям. Беседа по картинке  Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и  предназначено для  детей в возрасте от 3 до 6 лет основной проблемой детей  дошкольного возраста является использование  исключительно ситуативной  речи , которой уместна для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребёнок  должен стараться строить отвлечённую речь , которая не связана только с  предметом или ситуацией , и знакомится с основами грамматики .Для  выполнения упражнения необходимо яркая сюжетная картинка. Проводить  данное занятие желательно во время складывания мозайки или чтения  книжки. Необходимо заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог,  используя фразы типа «Как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?» и т.д.  Также следует использовать как можно больше вопросов («где?», «кто?»,  «зачем?», «откуда?», «почему?» и д.р.) В том случае, если ребенок не может  или затрудняется построить ответ или отвечает односложными  предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо  стараться делать это так, что бы у малыша не возникало ощущения скучного  занятия или урока.  Не стоит забывать о поощрении ребёнка , когда он  самостоятельно строит сложные предложение. Эта игра поможет малышу  познакомиться , с основами грамматики. Частые  занятия по этой схеме учат   ребёнка правильно и сознательно строить предложения, используя при этом  многочисленные наречия , сложные союзы и вопросительные слова. Мало надо сказать , что ребёнок может научиться правильной речи только в том случае ,  ясли будет осваивать новые речевые средства , которые поступают в основном из речи окружающих.Загадки Данное упражнение подходит для детей в возрасте 3­7 лет и направленно на  разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Так  же игра формирует предметно­образное мышление, способность к общению и  анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов.  Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова,  с помощью которых  ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.  Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей  точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и  рассуждения можно прийти к неправильным выводам. Для того чтобы  рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его  внимание на указанные в загадке признаки.  «Что бы это значило?» Данное занятие подходит для детей от 5­7 лет и направленно на  совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков  устной речи. Игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная  окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и  настроению говорящего. Суть упражнения заключается в том,  чтобы ребенок  объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят  разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они  содержат в себе помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску  (грусть, злость, поощрение и т.д.).  Следует попробовать с ребенком понять,  что могут значить такие выражения, как «повесить нос», «проще пареной  репы», «бить баклуши» и пр.