За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врождённых отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.
Консультация для родителей
Особенности детей дошкольного
возраста с нарушением зрения
Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку
во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей,
сопровождающиеся выраженным падением зрения, иногда вплоть до полной
слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они
отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном
состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем
возрасте и имеет выраженный характер.
К детям с нарушением зрения относятся
разнообразные группы дошкольников с
разной степенью утраты
зрения,
многообразием клинических форм.
Наиболее распространенной формой
детской глазной патологии в дошкольном
возрасте являются амблиопия и
косоглазие, характеризующиеся разной
степенью нарушения остроты зрения,
бинокулярного зрения, фиксации взора и
других функций зрительной системы.
В зависимости от структуры дефекта и
состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две
основных группы детей с разными формами аномального развития: дети, у
которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками
развития центральной нервной системы; дети, у которых недоразвитие или
нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития,
обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга,
интоксикацией,
антенатальной
перенесенных
последствием
заболеваний:
органических
нарушение
недоразвитие
интеллекта,
речи,
нарушение слуха, отклонения в
развитии двигательной сферы.
нарушение
илиОдно из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение зрительного
восприятия.
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира
при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие играет
большую роль в психическом развитии ребенка, имеет большое информационное
значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия,
ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Представление о
зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории
функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ
психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших
психических функций Л. С. Выгодского. В отечественной психологии зрительное
восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и
опознавательных действий. Таким образом, зрительное восприятие – это сложная
системная деятельность, включающая
сенсорную обработку
визуальной
информации, ее оценку, интерпретацию и
категоризацию.
зрения
Одним из средств компенсации
нарушенного зрительного восприятия
является сенсорное развитие. У детей с
нарушением
восприятие
происходит на суженной сенсорной
основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об
окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. Значение
сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное
развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития
ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное
воспитание необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду.
Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными
перцептивными действиями (идентификация, соотнесения, перцептивного
моделирования, а также освоение системы сенсорных эталонов. Специфика работы
с детьми с нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным
восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности
(осязание, слух, вкус и обоняние) .
Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями
зрения являются трудности в ориентировке в пространстве. Это
одна из актуальных проблем входящих в сферу социальной
адаптации таких детей. Своеобразие психофизического развития
дошкольников проявляется в их недостаточной двигательной
активности, сложностях формирования двигательной сферы. Всвою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки,
которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой
деятельности. Нарушение глазодвигательных функций у ребенка с косоглазием и
амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных
признаков предметов, как форма, величина, объем. Большое внимание следует
уделять зрительной оценке расстояния между предметами или удаленности их «от
себя». Сложность заключается в том, что особенности монокулярного зрения не
позволяют верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии
от детей они находятся.
Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно,
независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного
ориентирования и нуждаются в систематическом
целенаправленном обучении.
Нарушение зрения приводит к вторичным
отклонениям в физическом развитии детей. В
частности,
страдает формирование мелкой
моторики. У многих детей с нарушением зрения
низкий
осязательной
чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.
развития
уровень
Изза отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по
подражанию окружающим овладеть различными предметнопрактическими
действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого
мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к
низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук,
отрицательно сказывается на формировании предметнопрактической
деятельности. Среди детей с нарушением зрения часто отмечают две крайности:
одни дети в практической деятельности опираются только на свое нарушенное
зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию;
другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются, в основном,
на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В
обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и
практической деятельности.
Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет
способствовать их более полноценной социализации в современном обществе.
Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения должна быть
направлена на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего
успешного обучения их в школе.