Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Оценка 5
Домашнее обучение +7
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
21.02.2018
Дидактические игры с детьми.
Игры на развитие тактильных ощущений.
1.«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Консультация для воспитателей_апр.docx
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних»
Консультация для родителей
«Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Осина Н.М., воспитатель
Г.Чапаевск
2018 год Дидактические игры с детьми.
Игры на развитие тактильных ощущений.
1.«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры
(игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2. «Определи на ощупь».
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком
(пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь
узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий,
большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3. «Платочек для куклы». (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем
платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке
нужный платочек для каждой куклы.
4.«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные
предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
5. «Узнай фигуру».
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые
лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из
мешочка такую же.
6.«Догадайся, что за предмет».
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы
(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху
тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку
на ощупь определить предметы и назвать их.
7. «Найди пару».
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,
вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти
пары одинаковых пластинок.
8.«Найди ящичек».
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами:
вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри
выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся
отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
9.«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью,
бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он
определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения
размера наполнителя (например: манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
1. «Найти предмет указанной формы».
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти
картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник, ромб).
2.«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в
конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик».
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор
составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту
часть, которой нет в коврике.
4.«Найди предмет такой же формы».
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки,
пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на
другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка,
пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
5.«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур.
Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др.
Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип
группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из
множества предложенных деталей (8—9).
6.«Определи правильно».
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур
состоит предмет (замок, письмо)
Дидактические игры и упражнения на закрепление
понятия величины.
1.«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;
сравнить — что выше, что ниже.
2. «Палочки в ряд».
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по
убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
3. «Самая длинная, самая короткая».
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой
длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая,
длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и
др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и
широкая».
4.«Пирамидки».
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны
на столе.
5.«Матрешки».
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более, одновременно
выложенных и разобранных на столе.
6.«Разноцветные кружки».
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так,
чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по
убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
7.«Разложи по размеру».
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы:
чашки, ведерки и др. ; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в
чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
8. «Расставь по порядку».
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному
измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
9. «В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в
зависимости от размера.
10. «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие
— дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
1.«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а
потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета
не стало.
2.«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и
цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура
предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с
изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю,
лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с
изображением предмета какоголибо цвета (красные варежки, синие носочки и др.,
дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
3.«Собери гирлянду».
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано
определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из
разноцветных кружков в соответствии с образцом.
4. «Сплети коврик из цветных полосок».
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти
плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
5.«Сложи радугу».
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги
соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
6. «Неразлучные цвета».
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном
сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают:
«Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая,
береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
7. «Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить
различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих
цветовые оттенки: темно красный, яркожелтый, светлокоричневый и др. Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха.
Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и
темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но
отличающиеся оттенками 8.«Уточним цвет предмета».
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету:
помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и
баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки
голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся
различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий —
голубой и др
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.