Дидактические игры с детьми. 
Игры на развитие тактильных ощущений. 
1.«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
            
        
        
        
                    
                
                    государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних»
Консультация для родителей
«Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников»
Осина Н.М., воспитатель
Г.Чапаевск
2018 годДидактические игры с детьми. 
Игры на развитие тактильных ощущений. 
1.«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры 
(игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). 
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2. «Определи на ощупь».
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком 
(пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь 
узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, 
большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3. «Платочек для куклы». (определение предметов по фактуре материала, в 
данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, 
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем 
платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке 
нужный платочек для каждой куклы.
4.«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные 
предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая 
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
5. «Узнай фигуру».
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые 
лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из 
мешочка такую же.
6.«Догадайся, что за предмет».
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы 
(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху 
тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку 
на ощупь определить предметы и назвать их.
7. «Найди пару».
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, 
вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти 
пары одинаковых пластинок.
8.«Найди ящичек».
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: 
вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри 
выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся 
отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
9.«Что в мешочке».Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, 
бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он 
определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения 
размера наполнителя (например: манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
1. «Найти предмет указанной формы».
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти 
картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, 
треугольник, прямоугольник, ромб).
2.«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в
конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик».
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор 
составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту 
часть, которой нет в коврике.
4.«Найди предмет такой же формы».
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, 
пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на 
другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, 
пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
5.«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. 
Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. 
Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип 
группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять 
принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из 
множества предложенных деталей (8—9).
6.«Определи правильно».
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур 
состоит предмет (замок, письмо)
Дидактические игры и упражнения на закрепление
понятия величины.
1.«Сравни предметы по высоте».Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; 
сравнить — что выше, что ниже.
2. «Палочки в ряд».
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по 
убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины 
ромбы разного цвета и формы.
3. «Самая длинная, самая короткая».
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой 
длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, 
длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и 
др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и 
широкая».
4.«Пирамидки».
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны
на столе.
5.«Матрешки».
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более, одновременно
выложенных и разобранных на столе.
6.«Разноцветные кружки».
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, 
чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по 
убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
7.«Разложи по размеру».
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: 
чашки, ведерки и др. ; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в 
чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
8. «Расставь по порядку».
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному 
измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
9. «В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в 
зависимости от размера.
10. «Дальше — ближе».По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие 
— дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
1.«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а 
потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета 
не стало.
2.«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и 
цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура 
предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с 
изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, 
лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с 
изображением предмета какоголибо цвета (красные варежки, синие носочки и др., 
дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
3.«Собери гирлянду».
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано 
определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из 
разноцветных кружков в соответствии с образцом.
4. «Сплети коврик из цветных полосок».
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти 
плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
5.«Сложи радугу».
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги 
соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
6. «Неразлучные цвета».
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном 
сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: 
«Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, 
береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
7. «Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить 
различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих 
цветовые оттенки: темно красный, яркожелтый, светлокоричневый и др. Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. 
Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали 
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и 
темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но 
отличающиеся оттенками8.«Уточним цвет предмета».
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: 
помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и 
баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки 
голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся 
различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — 
голубой и др