Консультация для воспитателей "Краеведение – основа воспитания патриотизма"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 29.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Иконка файла материала Консультация Краеведение - основа воспитания патриотизма.docx
Консультация для воспитателей Краеведение – основа воспитания патриотизма Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с №1 ЧЕРНЫХ Т.А.       Краеведение   на   сегодняшний   день   становится   очень   важным   звеном   в   развитии ребенка­дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок   в   своем   развитии,     и   методы   и   формы   работы   с   детьми   в   направлениикраеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных   группах,   позволяет   повысить   качество   работы   с   детьми   в   области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники могут применить на практике знания, которые они получили   при   посещении   краеведческого   музея,   во   время   экскурсий     по Бутурлиновке .   Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России. В качестве задач можно определить следующие: o научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; o пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям; o воспитывать уважение к культуре других народов; o формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей; o пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; o развивать  потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.   Тщательное   изучение     педагогической   литературы,  позволило   сделать   вывод  ,  что особые   формы   работы   в   направлении   краеведения   просто   необходимы   в   работе   с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении: o приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике; o практические действия с предметами; o музыкально­театрализованная деятельность; o самостоятельная элементарно­поисковая деятельность; Специально   организованные   уголки   краеведения   в   детском   саду   должны соответствовать определенным требованиям: o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;o целесообразность   размещения   “экспонатов”,   доступность,   эстетичность, научность, достоверность представленного материала; Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область   социально­нравственных   ориентаций   и   чувств   детей,   пробуждая   любовь   к родному  краю, России. Уголки краеведения в группах. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей. Младший дошкольный возраст (4­й год жизни).  Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.  Художественная литература: стихи о родном крае.  Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.  Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.  Совместные работы из бросового и природного материала.  Куклы в русских костюмах. Средний дошкольный возраст (5­й год жизни).  Альбомы:   «Наша   семья»,   «Наш   детский   сад»,   «Праздники   дома   и   в   детском саду», альбом «Моя Россия», «Таланты родного края» и.т.д.  Папки ­ передвижки: «Традиции  нашего района».  Листки активности “Мое настроение”,  “Моя улица”, “Моя семья”  Атрибуты   музыкально­театральной   деятельности:   тексты   песен,   прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д. ).  Аудио и видеокассеты , презентации о природе  и животном мире родного края.  Рисунки   и   поделки   из   бросового   и   природного   материала,   сделанные   руками детей и взрослых. Старший возраст (6­7­й годы жизни).  Альбомы: “Наш  детский  сад”, “Наша  семья”, “Наш  город” “Россия”  (города, костюмы, песни, национальная кухня). Художественная литература (стихи, рассказы).  Флаг, гербы и другая символика района,  России.  Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д. Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Черноземье”, “Моя Родина ­ Россия”. Эта   работа   ведется   систематически   во   всех   возрастных   группах.   Педагогический коллектив детского сада в своей работе должен использовать  различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта   работа   ведется   в   организованной   деятельности,   совместной   деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.      Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы   детям   было   интересно   знакомиться   с   историей   края,   его достопримечательностями,   надо   уметь   преподнести   материал   доходчиво,   понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; 2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края; 3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; 4. Познакомить с бытом и традициями русского  народа, народными праздниками. В  старшем  дошкольном  возрасте   увеличивается   объём  знаний  о  родном  крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. Знакомство   с   родным   краем   продолжается   и   на   занятиях   по   изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).  В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.        В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним надо начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.С   детьми  среднего   дошкольного   возраста  продолжается     работа   по   данному направлению:   прежде   всего   детей   знакомят   с   районом,   на   территории   которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки,  их внимание обращается на красоту улиц, на то,  что   создано   руками   человека.  Это   различные   здания,  в   которых   люди   живут   и работают.         В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомят     с   историей   города   и   его   достопримечательностями,   героическими страницами   истории.   Чувства   гордости   испытывают   дети,   живущие   на   улицах, названных в честь знаменитых людей города.         Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому работа должна продолжаться и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному   поселку,   родной   природе   позволяют   им   создать   выразительные   образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.               Работа с детьми по ознакомлению с родным краем должна продолжаться и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно­прикладного искусства).  Содержание уголков в группе по нравственно­патриотическому воспитанию Средняя группа Старшая группа  Фотоальбомы   из  Фотоальбомы   из Подготовительная группа  Фотоальбомы   из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой   детский сад»                      «Где мы с мамами гуляем» и т.д. ближайшего окружения: ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. «Где   мы   с   мамами гуляем» и т.д.  Фотоальбомы   о  Фотоальбомы   о достопримечательностях родного поселка, района: «Бутурлиновка героическая» достопримечательностях родного поселка, района: «Бутурлиновка героическая» «Бутурлиновка спортивная» «Бутурлиновка спортивная» «Мой район детям» «Мой район детям»«Природа родного края» «Природа родного края» «Промышленность   нашего «Промышленность   нашего района» района» «Культурные   центры   нашего «Культурные   центры   нашего района» и т.д. района» и т.д.  Фотоальбом   о   столице нашей Родины  ­ Москве Фотоальбом   о   столице нашей Родины  ­ Москве  Фотоальбомы   о   природе России  Фотоальбомы центральных России   достопримечательностях   о городах   их   и  Фотоальбомы   о   крупных городах   мира,   о   разных странах   и   континентах   и т.д.  Портрет президента России Портрет президента России  Символика  Символика   родного  Символика   родного родного   города (Флаг, герб) города  (Флаг, герб)  Символика   России (Флаг, герб, гимн) города   (Флаг, герб)  Символика   России (Флаг, герб, гимн)  Символика   города  План участка  Карта Бутурлиновского района  Информация   о  Информация   о государствен­ ных   праздниках (в   соответствии с программой) государственных праздниках        Москвы (Флаг, герб)  Карта   Бутурлиновского района  Карта России  Карта мира, глобус  Информация   государственных праздниках   соответствии программой)   о (в с