Консультация "Если ребенок плохо говорит."
Оценка 4.8

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
19.05.2019
Консультация "Если ребенок плохо говорит."
Материал предназначен для родителей. Способствует повышению информационной культуры родителей в вопросе становления звуковой стороны речи Задачи: познакомить родителей с этапами развития речи в детском возрасте, с артикуляцией основных групп звуков русского языка, дать рекомендации по проведению дыхательной, артикуляционной гимнастик и логопедического массажа в домашних условиях.
КОНСУЛЬТАЦИЯ логопеда.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Тема: Если ребенок плохо говорит Цель: повышение информационной культуры родителей в вопросе  становления звуковой стороны речи Задачи: познакомить родителей с этапами развития речи в детском возрасте,  с артикуляцией основных групп звуков русского языка, дать рекомендации по  проведению дыхательной, артикуляционной гимнастик и логопедического  массажа в домашних условиях. План беседы: 1. Этапы становления речи детей 1этап ­ подготовительный (с момента рождения до 1г.) В это время происходит подготовка к овладению речью. У ребенка  появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию  движений 3­х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового,  артикуляционного. Через 2 недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего. Около 2  месяцев появляется гуление и к началу 3­го месяца ­ лепет. С 5 месяцев  ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ  и пытается подражать. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит  отдельные слоги, в дальнейшем перенимает все элементы звучащей речи. Во 2­м полугодии ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и  связывает их с предметами или действиями. В это время он реагирует на весь  комплекс воздействия: ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает  образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).  В возрасте 7­9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и  более разнообразные сочетания звуков. С 10­11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и  интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых  формируется речь ребенка (правильная речь окружающих). К концу 1­го года жизни появляются первые слова. 2     этап ­ преддошкольный (от 1г. до 3лет) Это этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется  особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно  повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает  звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно­смысловой характер. Одним и тем же  словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и  чувства. На протяжении 2­го и 3­го года жизни у ребенка происходит значительное  накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными. К 2­м годам дети практически овладевают навыками употребления форм  единственного и множественного числа существительных, времени и лица  глаголов, используют некоторые падежные окончания. К началу 3­го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический  строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит  произносительные возможности. 3 этап ­ дошкольный (от 3 до 7 лет). На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык  слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в  некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется  фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.  Активный словарь ребенка к 4­6 годам достигает 3000­4000 слов. Значения  слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с  развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети  овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение  содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. 4 этап ­ школьный (от 7 до 14 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе ­ это ее  сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают  грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи ­ письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка ­ от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех  языковых средств. Разумеется, эти этапы не могут иметь четких, строгих границ, каждый из них  плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и  правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:  быть здоровым;  иметь умственные способности;  иметь нормальный слух и зрение;  обладать достаточной активностью;  испытывать потребность в речевом общении;  иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка  позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и  представлений об окружающем. 2. Знакомство с артикуляцией основных групп звуков русского языка. К моменту поступления в школу дети должны уметь четко произносить все  звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи,  правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый  класс, должна быть чистой, связной и выразительной. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью  легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот,  неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко  накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо  развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к  успешному обучению в школе. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является  полноценная работа артикуляционного аппарата. Как же произносятся звуки русского языка? Узнав это можно помочь ребенку  научиться произносить звуки нашей речи правильно. Артикуляционные уклады основных групп звуков. Свистящие звуки Артикуляционный уклад звука “С”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка  образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя.  Голосовые складки разомкнуты. Артикуляционный уклад звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка  образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя.  Голосовые складки сомкнуты. Артикуляционный уклад звука “Ц”: губы слегка растянуты, зубы  разомкнуты. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан,  кончик находится у нижних резцов. Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка размыкается. Шипящие звуки Артикуляционный уклад звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены,  зубы сближены до расстояния 4­5 мм, кончик языка поднят к альвеолам  верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки  языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты  к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели:  между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и  твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят. Артикуляционный уклад звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены,  зубы сближены до расстояния 4­5 мм, кончик языка поднят к альвеолам  верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки  языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты  к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели:  между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и  твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос. Артикуляционный уклад звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены,  зубы сближены до расстояния 1­2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка  выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к  альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и  альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель; струя воздуха  сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят. Артикуляционный уклад звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены,  зубы сближены до расстояния 4­5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть  спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка  опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним  коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между  средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и  альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не  производят. Сонорные звуки л, р Артикуляционный уклад звука “Л”: зубы сближены до расстояния 2­4 мм,  кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка  опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,  боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос. Артикуляционный уклад звука “Р”: зубы сближены до расстояния 4­5 мм,  кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,  спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка  приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к  верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине,  голосовые складки сомкнуты – производят голос. 3. Знакомство с артикуляционными упражнениями. Подготовить артикуляцию к постановке звуков помогают артикуляционные  упражнения. Они способствуют укреплению мышц речевого аппарата,  формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов  (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому  артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые  нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,  направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,  участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики –  выработка полноценных движений и определённых положений органов  артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в  сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных  звуков и коррекции нарушений звукопроизношения ; она включает  упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного  аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба,  необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого  звука той или иной группы. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо  соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой  форме. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата  осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым  движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а  ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом, где ребенок будет  видеть и себя, и вас. В случае, если с ребёнком занимается мама, ей лучше  всего накрасить губы яркой помадой ­ это привлечёт внимание малыша. Мама  садится рядом с ребёнком перед зеркалом, и, глядя на свои отражения, они  вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко. Артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно  вырабатывают артикуляционные уклады, необходимые для произношения  определённых групп звуков (свистящих "С", "З", "Ц", шипящих "Ш", "Ж",  "Ч", "Щ", сонорных "Л", "Р") После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и  функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения  ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного  аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет,  что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.  д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает  интерес к упражнениям, повышает их эффективность. Но не забывайте, что  ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому  почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему. Следите, чтобы ребенок выполнял  упражнения медленно, плавно, четко. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается  название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние  зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка­образ. Картинка служит  ребенку образцом для подражания какому­либо предмету или его движениям  при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Чтобы сформированные навыки закреплялись, становились более прочными,  проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически,  ежедневно, желательно два­три раза в день. Упражнение не должно доводить  орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение  качества движения, что и служит показанием к временному прекращению дан­ ного упражнения. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе насторение,  наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с  первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой ­ залог успеха. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны  быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и  забавного оформления игры­занятия используются картинки, игрушки,  сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Комплекс артикуляционных упражнений для губ 1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10). 2. «Улыбка»­ губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10). 3. «Хоботок»­ губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10). 4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10­15 раз). 5. «Надуем и хлопнем шарик» ­ Надуть щеки, удержать воздух, затем с силой  вытолкнуть воздух наружу. Комплекс артикуляционных упражнений для языка 1. «Лопата»­ широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю  губу, подержать под счёт до 10. 2. «Иголочка»­ узкий напряженный язык высунуть вперёд и удерживать (под  счёт до 10). 3. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки» (10­15 раз). 4. «Лошадки» ­ пощёлкать языком (10­15 раз). 5. «Грибок»­ язык присосать к нёбу и удерживать под счёт до 10. 6. «Гармошка»­ язык в положении «Грибка», выполняются движения нижней  челюсти вверх – вниз (10­15 раз). 7. «Чашечка»­ края языка напряжены в виде ковша (подержать под счёт до  10). 8. «Вкусное варенье» ­ широким языком обхватить верхнюю губу, занести  язык в рот (10­15 раз). 9.«Кошка сердится» ­ Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние  зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под  счет от 1 до 5. 10.«Покусаем язычок» ­ Покусывание языка с продвижением от кончика к  спинке и обратно. 11.«Наказать язычок» ­ Похлопывание языка губами, сопровождаемое  произношением слогов пя­пя­пя или мя­мя­мя. 12.«Часики» ­ Движение кончиком языка вправо­ влево (10­15 раз). 13.«Качели» ­ Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние  зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз­два или под команду  вверх­вниз. 14.«Нарисуй круг» ­ Рот широко открыт, кончиком суженного языка  совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо  и влево. 15.«Чистим зубы» ­ Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы  верхние, потом нижние, двигая языком вправо­влево, изнутри и снаружи. 16.«Маляр» ­ Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к  мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой  красим потолок. 17.«Дятел» ­ Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края  языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком  языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д­д­д. Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц: “Улыбка”, “Лопата”,  “Чистим нижние зубы”, “Непослушный язычок”, “Горка”, “Киска сердится” Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: “Хоботок”,  “Кружочек”, “Непослушный язычок”, “Лопатка”, “Качели”, “Вкусное  варенье”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Грибок” Артикуляционная гимнастика для звука Л: “Иголочка”, “Качели”,  “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Покусаем язычок”,  “Непослушный язычок”. Артикуляционная гимнастика для звука Р: “Качели”, “Лошадка”,  “Грибок”, “Непослушный язычок”, “Иголочка”, “Чашечка”, “Чистим верхние  зубы”, “Маляр”, “Дятел”.

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."

Консультация "Если ребенок плохо говорит."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2019