Консультация "Научитесь слышать звуки"
Цель: повышение информационной культуры родителей в вопросе развития фонетико – фонематических процессов будущих первоклассников.
Задачи: познакомить родителей с основными терминами, используемыми в процессе обучения детей с ОНР чтению и письму, с упражнениями по развитию фонетико – фонематических процессов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ Научитесь слышать звуки.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: Научитесь слышать звуки
Цель: повышение информационной культуры родителей в вопросе развития
фонетико – фонематических процессов будущих первоклассников.
Задачи: познакомить родителей с основными терминами, используемыми в
процессе обучения детей чтению и письму, с упражнениями по развитию
фонетико – фонематических процессов.
План беседы:
1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте.
Буква – графический знак, который используется для обозначения на письме
звуков.
Звук гласный – звук речи, состоящий из голосового тона, образуемый
свободным проходом воздуха, может быть слогообразующим.
Звук речи – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с
помощью движений речевых органов.
Звук согласный – звук речи, образуемый с участием голоса и (или) шума, не
может быть слогообразующим.
Звук согласный глухой – звук, производимый органами речи без участия
голоса, состоящий из одного лишь немузыкального шума.
Звук согласный звонкий – шумный согласный, произносимый с участием
голоса.
Звук согласный мягкий – согласный, произносимый с малой
напряженностью.
Звук согласный твёрдый – более низкий, по сравнению с мягким, звук.
Предложение – целостная единица речи, которая выражает или сообщает
мысль о некоторой действительности и отношения к ней говорящего.
Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма
общения. Речь устная – словесное общение, при помощи языковых средств,
воспринимаемых на слух.
Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов,
процессов, свойств; состоит из морфем и служит материалом для построения
предложения; принадлежит к определенной части речи и выражает
грамматическое значение.
Слог – минимальная единица языкового потока; последовательность речевых
движений, которая образуется единым дыхательным толчком.
Слог закрытый – слог, заканчивающийся на согласный.
Слог открытый – слог, заканчивающийся на гласный.
Слогообразующий – гласный, образующий слог.
Текст – законченное в содержательном и структурном отношении речевое
произведение, может быть устным и письменным.
Ударный гласный – гласный, отличающийся большей силой, долготой,
интенсивностью по сравнению с неударными гласными звуками в составе
одного слова.
Фонема – минимальная единица звукового строя речи (звук).
Фонематический (звуковой) слух – способность человека к анализу и
синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий различение и узнавание
фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или
синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фраза – законченный оборот речи, предложение.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения,
мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к
поколению и её хранения.
2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического
слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение
которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные
причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости –
дисграфии и дислексии (нарушениям письма и чтения).
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми,
страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового
анализа и синтеза.
Работу по развитию слухового внимания нужно начинать с развития слухового
внимания на неречевых звуках – это различение неречевых звуков: громкие –
тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые,
ласковые}– неприятные (злые, грубые).
С этой целью полезны такие упражнения и игры на развитие слухового
внимания:
«Какие звуки нарушают тишину?»
«Кто услышит больше звуков?»
«Назови звуки улицы»
«Голоса животных и птиц»
«Угадай, чей голосок»
Основные образовательные задачи по формированию функций
фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза предполагают:
сформировать у детей системы чётко различаемых,
противопоставляемых друг другу фонем;
научить произносить слова различной слоговой сложности;
научить свободно пользоваться приобретенными навыками в
самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей
последовательности: 1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в
рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции
(свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Работу по развитию фонематического восприятия можно проводить в форме
игровых упражнений типа «Стой или шагай» (если в слове слышится звук «С»,
надо стоять, если нет звука «С» шагать), «Хлопни (или подними руку), если
услышишь звук» и др.
Проводя такие игры, обязательно нужно меняться с ребенком местами, т.е.
принимайте на себя его роль, и тогда в глазах ребенка появляется
благодарность и повышенный интерес.
3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических
процессов
Формирование фонематического слуха:
1.Подними руку, если услышишь звук…
2. Придумай слово со звуком …
3. Назови первый (последний) звук в словах …
4. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …
5. Подбери букву к картинке …
6. По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука
(заканчиваются звуком) …
7. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
8. Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова.
9. Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание
взрослого, предметные опоры).
10. Подними руку, если услышишь звук … 11. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …,
со звуком … в середине слова
12.Назови первый (последний) звук в словах …
13. Подбери букву к картинке …
14.Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
15.Посчитай количество звуков в слове …
16.Игра «Кто больше придумает слов на звук …
17.Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук …»
18.Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют
звук [c]).
19.Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в
названном слове слышится звук [c]. Слова: сова, зонт, лиса, лес, коза, слон,
жук, коса, ёжик, нос, стакан.
Формирование звукового анализа и синтеза
1. Определение количества звуков в слове и их
последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно
произнесенных звуков.(Какое слово получится из этих звуков:кошка).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук
надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Кротгрот,
парпарк, ОляКоля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какойлибо
другой звук. (Домсом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова новых слов:
ТРАКТОР рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт,
крот, такт, тракт. 7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1ом, на 2ом, на 3ем
месте(шуба, уши, кошка).
8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы
получить слово: папар, папарк, папаром, папаруса.
10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой
букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова
записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из
4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
11. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы
каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего
слова: доммаккоттопоррука.
12. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из
определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на
верхней грани кубика.
13. Словозагадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся
точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д. П . . . . . . . . . .
(помидор).
Формирование слогового анализа и синтеза
1. Определение количества слогов в слове и их
последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое
место, надо помочь им его найти: нарово, токломо, касум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно
произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: голова). 5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному
слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое
слово? Полка, полночь…).
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).
8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не
отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
9. Выделить 1 слог из слов. Объединив слоги в слово назвать новое
полученное слово: малина, шиповник, награда – машина; ромашка, закат –
роза.
10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества
слогов.
Формирование языкового анализа и синтеза
1. Определение количества слов в предложении и их
последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»?
Какое 1? 2? 3?).
2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем
количества слов.
4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так
называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место,
нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу,
сосны, в.)
5. Распространение предложений путём увеличения количество слов. (Дети
играют. Дети играют на полянке. Дети играют на полянке у пеньков.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.