Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"
Оценка 4.6

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
01.05.2018
Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"
Консультация "Научитесь слышать звуки" Цель: повышение информационной культуры родителей в вопросе развития фонетико – фонематических процессов будущих первоклассников. Задачи: познакомить родителей с основными терминами, используемыми в процессе обучения детей с ОНР чтению и письму, с упражнениями по развитию фонетико – фонематических процессов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ Научитесь слышать звуки.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: Научитесь слышать звуки Цель: повышение информационной культуры родителей в вопросе развития  фонетико – фонематических процессов будущих первоклассников. Задачи: познакомить родителей с основными терминами, используемыми в  процессе обучения детей чтению и письму, с упражнениями по развитию  фонетико – фонематических процессов. План беседы: 1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте. Буква – графический знак, который используется для обозначения на письме  звуков. Звук гласный – звук речи, состоящий из голосового тона, образуемый  свободным проходом воздуха, может быть слогообразующим. Звук речи – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с  помощью движений речевых органов. Звук согласный – звук речи, образуемый с участием голоса и (или) шума, не  может быть слогообразующим. Звук согласный глухой – звук, производимый органами речи без участия  голоса, состоящий из одного лишь немузыкального шума. Звук согласный звонкий – шумный согласный, произносимый с участием  голоса. Звук согласный мягкий – согласный, произносимый с малой  напряженностью. Звук согласный твёрдый – более низкий, по сравнению с мягким, звук. Предложение – целостная единица речи, которая выражает или сообщает  мысль о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма  общения. Речь устная – словесное общение, при помощи языковых средств,  воспринимаемых на слух. Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов,  процессов, свойств; состоит из морфем и служит материалом для построения  предложения; принадлежит к определенной части речи и выражает  грамматическое значение. Слог – минимальная единица языкового потока; последовательность речевых  движений, которая образуется единым дыхательным толчком. Слог закрытый – слог, заканчивающийся на согласный. Слог открытый – слог, заканчивающийся на гласный. Слогообразующий – гласный, образующий слог. Текст – законченное в содержательном и структурном отношении речевое  произведение, может быть устным и письменным. Ударный гласный – гласный, отличающийся большей силой, долготой,  интенсивностью по сравнению с неударными гласными звуками в составе  одного слова. Фонема – минимальная единица звукового строя речи (звук). Фонематический (звуковой) слух – способность человека к анализу и  синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или  синтезу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по  дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фраза – законченный оборот речи, предложение. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения,  мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к  поколению и её хранения. 2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического  слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение  которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные  причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости –  дисграфии и дислексии (нарушениям письма и чтения). Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми,  страдающими нарушениями речи, строится в два этапа: 1) развитие слухового внимания; 2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового  анализа и синтеза. Работу по развитию слухового внимания нужно начинать с развития слухового внимания на неречевых звуках – это различение неречевых звуков: громкие –  тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые,  ласковые}– неприятные (злые, грубые). С этой целью полезны такие упражнения и игры на развитие слухового  внимания:  «Какие звуки нарушают тишину?»  «Кто услышит больше звуков?»  «Назови звуки улицы»  «Голоса животных и птиц»  «Угадай, чей голосок» Основные образовательные задачи по формированию функций  фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза предполагают:  сформировать у детей системы чётко различаемых,  противопоставляемых друг другу фонем;  научить произносить слова различной слоговой сложности;  научить свободно пользоваться приобретенными навыками в  самостоятельной речи. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей  последовательности: 1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в  рассказах). 2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 3. Различение звука в слове. 4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции  (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 6. Придумывание слов на определённый звук. Работу по развитию фонематического восприятия можно проводить в форме  игровых упражнений типа «Стой или шагай» (если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» ­ шагать), «Хлопни (или подними руку), если  услышишь звук» и др. Проводя такие игры, обязательно нужно меняться с ребенком местами, т.е.  принимайте на себя его роль, и тогда в глазах ребенка появляется  благодарность и повышенный интерес. 3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических  процессов Формирование фонематического слуха: 1.Подними руку, если услышишь звук… 2. Придумай слово со звуком … 3. Назови первый (последний) звук в словах … 4. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) … 5. Подбери букву к картинке … 6. По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука  (заканчиваются звуком) … 7. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки. 8. Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова. 9. Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание  взрослого, предметные опоры). 10. Подними руку, если услышишь звук … 11. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …, со звуком … в середине слова 12.Назови первый (последний) звук в словах … 13. Подбери букву к картинке … 14.Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки. 15.Посчитай количество звуков в слове … 16.Игра «Кто больше придумает слов на звук … 17.Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук …» 18.Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют  звук [c]). 19.Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в  названном слове слышится звук [c]. Слова: сова, зонт, лиса, лес, коза, слон,  жук, коса, ёжик, нос, стакан. Формирование звукового анализа и синтеза  1. Определение количества звуков в слове и их  последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?), 2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно  произнесенных звуков.(Какое слово получится из этих звуков:к­о­ш­к­а). 4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук  надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот­грот,  пар­парк, Оля­Коля, Толя, Поля). 5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой­либо  другой звук. (Дом­сом, лом, ком, Том, лом). 6. Образование из звуков данного слова новых слов: ТРАКТОР ­ рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт,  крот, такт, тракт. 7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1­ом, на 2­ом, на 3­ем  месте(шуба, уши, кошка). 8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков. 9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы  получить слово: па­пар, па­парк, па­паром, па­паруса. 10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой  букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова  записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д. Р У Ч К А рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улица чехол корка астра 11. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы  каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего  слова: дом­мак­кот­топор­рука. 12. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из  определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на  верхней грани кубика. 13. Слово­загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся  точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д. П . . . . . . . . . .  (помидор). Формирование слогового анализа и синтеза  1. Определение количества слогов в слове и их  последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). 2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. 3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое  место, надо помочь им его найти: на­ро­во, ток­ло­мо, ка­сум). 4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно  произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го­ло­ва). 5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному  слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое  слово? Пол­ка, пол­ночь…). 6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных). 8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не  отличается от написания (лужа, пила, лом, канава). 9. Выделить 1 слог из слов. Объединив слоги в слово назвать новое  полученное слово: малина, шиповник, награда – машина; ромашка, закат –  роза. 10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества  слогов. Формирование языкового анализа и синтеза  1. Определение количества слов в предложении и их  последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»?  Какое 1? 2? 3?). 2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов. 3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем  количества слов. 4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так  называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место,  нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу,  сосны, в.) 5. Распространение предложений путём увеличения количество слов. (Дети  играют. Дети играют на полянке. Дети играют на полянке у пеньков.)

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"

Консультация учителя-логопеда "Научитесь слышать звуки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018