Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
дефектология
Детсад
14.10.2018
Профессиональная проблема: какие методы и приемы способствуют развитию инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?
Задачи:
1) создавать условия в развивающей предметно-пространственной среде для развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
2) расширять область самостоятельных инициативных действий детей в выборе роли, разработке и осуществления замысла, создании игровой обстановки;
3) развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки саморегуляции в сюжетно-ролевых играх;
4) формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
5) развивать педагогическую компетентность родителей в области организации сюжетно-ролевых игр детей.
Проект Самостоятельности и инициативности детей.docx
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СЮЖЕТНОРОЛЕВЫХ ИГРАХ»
(в условиях внедрения ФГОС ДО) СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Механизм преобразования образовательного процесса………………. 5
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных
результатов ………………………………………………………………... 12
2 Введение
Актуальность темы. В действующем ФГОС ДО (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей.
Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра должна
присутствовать во всей психологопедагогической работе. Игра способствует
активизации ребенка, повышает его жизненный тонус, удовлетворяет личные
интересы и социальные нужды. Игровая деятельность – это ведущий вид
деятельности дошкольников. Признавая исключительную важность игры в
развитии ребенка, необходимо развивать у детей интерес к сюжетноролевым
играм и создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.
3 Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой) является принципом и одновременно психолого
педагогическим условием создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста. Также ФГОС ДО в
качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного
образования предлагает рассматривать проявление детьми инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности – игре. Данные положения
определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.
Противоречия. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни
дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных организациях
требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни
детей, что объясняется недооценкой педагогами её роли в разностороннем
развитии дошкольников. Во многих детских садах созданная игровая среда не
отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию
у детей представлений о социальной действительности для развития
самостоятельных сюжетноролевых игр. Подчинение игры образовательным
задачам наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию
самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную
мотивацию, что является основой формирования игровой деятельности.
Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность
формирования игровых умений у детей.
Профессиональная проблема: какие методы и приемы способствуют
развитию инициативности и самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетноролевой игре?
Задачи:
1) создавать условия в развивающей предметнопространственной
среде для развития сюжетноролевых игр детей старшего дошкольного
возраста;
4 2) расширять область самостоятельных инициативных действий детей в
выборе роли, разработке и осуществления замысла, создании игровой
обстановки;
3) развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки
саморегуляции в сюжетноролевых играх;
4) формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения
взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные
ситуации;
5) развивать педагогическую компетентность родителей в области
организации сюжетноролевых игр детей.
5 МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развитие инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетноролевых играх
Компоненты
моделей
Целевой
компонент
Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО
Совместная деятельность педагога и детей
Режимные моменты
ОД
Условия для
самостоятельной
деятельности детей
Сотрудничество
с родителями
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Формировать представления о структуре игры: роль, сюжет, ролевые действия, ролевые
взаимодействия, игровые средства, правила игры.
1. 2 Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и
отношениями людей.
1.3 Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом и профессиональной деятельностью
взрослых.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1 Поддерживать желание играть в сюжетноролевые игры.
2.2 Формировать положительное отношение к инициативе и самостоятельности сверстников и
взрослых организовывать игру.
2.3 Проявлять самостоятельность и инициативу, вступая в игровое общение со сверстниками,
договариваясь о совместных действиях.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Способствовать творческому использованию в играх представлений о социальной
действительности, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмов.
3.2 Развивать умения выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей
обстановке предметы, необходимые для игры; подводить детей к самостоятельному созданию
игровых замыслов.
3.3 Формировать умения анализировать и оценивать себя в игре. 3.4 Формировать игровые умения в соответствии с возрастом.
3.5 Формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями
партнёров.
3.6 Развивать умение менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров.
Содержательный
компонент
ОД 1
Детский сад
Тема: «Детский сад
моей мечты»
Темы
1. «День открытых
дверей».
2. «Наши достижения»
3. «Играем в сюжетно –
ролевые игры».
4. «Праздники и
развлечения в детском
саду.
5. «Увлечения детей».
6. «Профессии наших мам
и пап».
7. «В какие игры вы
играете дома?»
Утро
Темы
1. «Детские сады бывают
разные»
2. «Детский сад на другой
планете»
3. «Детский сад – второй
дом»
4. Детские песни:
«Разноцветная игра»,
«Маленькая страна»
Прогулка
Темы
1. «Мы весёлые ребята»,
«Найди себе пару»
2. «С какого дерева
лист?»
3. «Я – воспитатель»
Вечер
Темы
1. «Почему я люблю свой
детский сад?»
2. Рисунок – рассказ о
Актуальная среда
фотоальбом «В
группе весело живём»
сюжетные картинки
по теме;
размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по теме;
изготовление
атрибутов для
сюжетно – ролевой
игры «Детский сад»;
детские песни о
детском саде;
краски, цветные
карандаши;
фломастеры, листы
белой бумаги,
салфетки;
тематический
коллаж «Мой
любимый детский ОД 2
Тема «Все работы
хороши, выбирай на
вкус»
детском саде моей мечты.
3. Просмотр
мультфильма:
«Анфиска в детском
саду».
4. Д/игры: «Собери
цветок» (палочки
Кюизенера), «Придумай
сказку».
5. Драматизация любимой
сказки.
Утро
Темы
1. «Мир профессий»
2. Д/ игра «Угадай
профессию»
3. Стихи и загадки о
профессиях
4. Сюжетноролевая игра
«Я работаю в детском
саду»
Прогулка
Темы
1. Наблюдение за работой
дворника.
2. «Где мы были, мы не
скажем, кем работали
покажем».
сад…..».
Актуальная среда
фотоальбом
«Профессии мам и
пап»
сюжетные картинки
по теме;
иллюстрации о
профессиях
работников детского
сада;
размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по теме;
изготовление
атрибутов для
сюжетно – ролевой
игры «Театр»; 3. Сюжетноролевая игра
«Я дворник»
Вечер
Темы
1. «Чем пахнут ремёсла?»
2. Д/и «Что лишнее?»
3. Просмотр
мультфильмов:
«Дядя Стёпа –
милиционер», «Доктор
Айболит».
4. Чтение пословиц и
поговорок.
Утро
Темы
1. «Любимый
музыкальный
инструмент»
2. «Угадай инструмент»
3. «Оркестр»
4. «Афиша»
Прогулка
Темы
1.«Звуки природы»
2. «Музыкальные ребята
и девчата»
тематический
коллаж «Город
мастеров».
Актуальная среда
иллюстрации о
профессии
музыкального
руководителя;
музыкальные
инструменты;
сюжетные картинки
по теме;
размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по теме;
атрибуты для
сюжетноролевой
игры «Мы идем в
ОД 3
Тема: «Если бы я
был музыкантом» Технологический
(процессуальный)
компонент
ОД 1
Ход
1.Беседа.
2. Рассматривание
рисунков детей на
тему «Детский сад
на другой планете»;
3. Слушание
музыкального
произведения
«Детский сад одна
семья»
З. Александрова
3. «Ты катись, катись, мой
бубен»
Вечер
Темы
1. «Мы идем в
филармонию»
2. «Веселый металлофон»
3. «Узнай и спой песню по
картинке»
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетноролевая игра.
4. Чтение художественных
произведений.
Прогулка
1.Беседа
2.Подвижные игры.
3. Дидактическая игра
4. Сюжетноролевая игра
Вечер
1.Рассказбеседа
2. Продуктивная
деятельность (рисование).
3. Просмотр
филармонию»;
ватман, краски,
цветные карандаши,
фломастеры.
Способы
взаимодействия с
материалами и
атрибутами
Методы и приемы
побуждение к
совместному
рассматриванию,
обсуждению,
составлению
рассказов;
побуждение к
изготовлению
атрибутов и
материалов для
сюжетноролевой
игры;
побуждение к
Формы и способы
взаимодействия
1. Родительский клуб
2. Мастеркласс
3. Консультация
4. Участие родителей в
досуговой деятельности
5. Оформление выставок
детских работ
6.Участие в оформлении
тематического альбома
(предоставление
фотографий с места
работы, составление
вместе с детьми рассказов
о профессиях родителей).
7. Анкетирование
родителей мультфильмов.
4. Сюжетноролевая игра.
5. Дидактическая игра.
изображению детских
творческих фантазий;
поощрение
инициативы и
активности детей.
ОД 2
Ход
1. Беседа о
работниках детского
сада.
2. Экскурсия по
детскому саду.
3. Физкульт.минутка
«Мы веселые
ребята»
4. Д/игра «Кем
быть?»
ОД 3
Ход
1.Слушание
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетноролевая игра.
4. Отгадывание загадок.
Прогулка
1.Беседа
2.Подвижные игры.
3. Сюжетноролевая игра
Вечер
1.Рассказбеседа
2. Просмотр
мультфильмов.
3. Дидактическая игра.
4. Чтение пословиц и
поговорок.
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетноролевая игра. музыкального
произведения П.И.
Чайковского
«Времена года».
2. Д/игра «Угадай
характер музыки».
3.Пальчиковая
гимнастика «Игра на
музыкальных
инструментах».
Прогулка
1.Слушание звуков
природы.
2.Подвижные игры.
3. Сюжетноролевая игра
Вечер
1.Сюжетноролевая игра
2. Музыкально
дидактические игры
Результативный
компонент
(возможные
достижения
ребенка)
Эмоционально отзывчивый, самостоятельный, инициативный умеющий общаться со сверстниками и
взрослыми, эмоциональноположительное отношение к группе, детскому саду, сотрудникам.
Любознательный, активный, принимает активное участие в жизни детского сада.
В игре выступает с предложениями по обогащению сюжета. Фантазирует, комбинирует реальное и
фантастическое в игре. Придумывает игры с продолжением. Проявляет интерес к замыслам других
детей. Совместно с другими детьми строит и творчески развивает сюжеты игр. Создаёт модели
разнообразных взаимоотношений между людьми. УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели, педагогпсихолог, учительлогопед.
2. Научнометодические условия:
Детство.
Примерная образовательная программа дошкольного
образования \ Под ред. Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. – 352 с.
3. Материальнотехнические условия:
иллюстрации по теме,
сюжетные картинки по профессиям, атрибуты и элементы костюмов
различных профессий, игрушки (музыкальные инструменты), технические
средства (ноутбук, магнитофон).
4. Нормативноправовые условия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. N 1155)
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. N 26 г. Москва)
5.Информационные условия
1. Краснощекова, Н.В. Сюжетноролевые игры для детей дошкольного
возраста / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. – (Школа развития)
2. Бажанова Т.В. Развития формы сюжетноролевой игры в дошкольном
возрасте.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. 4. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в
воспитательных целях.
5. Губанова В.Ф. Развитие игровой деятельности.
6. Подольская Е,И. Сюжетно – ролевые игры.
7. Охорзина Т.Н. Ролевая игра как один из способов развития общих и
специальных способностей
8. Ремезова Л.А, Куренкова О.В. , Костина Н.В..Амплетова Е.В.
Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития
дошкольного образования: Учебно методическое пособие. – Самара: ПГСГА,
2013. – 224с.
9. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в
детском саду.
6. Организационные условия: разработка конспектов ОД в игровой форме,
консультации для родителей, анкетирование родителей
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Проект " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.