Детско-родительский марафон по формированию читательской грамотности у детей с ОНР

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 15.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– «Читательская грамотность»- это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге. Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности. Дети дошкольного возраста –слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читают им педагоги или родители, перед которыми стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному. Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью чтением книг подрастающим поколением. Для решения этой проблемы была поставлена цель: – развитие у детей интереса к художественной литературе, возрождение традиций семейного чтения, приобщение детей и родителей к чтению.
Иконка файла материала Детско-родительский марафон.docx

Детско-родительский марафон как один из методов активизации семейного чтения.

 

 В.А. Сухомлинского  «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

 

    Читающий человек - мыслящий человек. Однако в современном мире книга с трудом выдерживает конкуренцию с гаджетами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни: смартфоны, планшеты, компьютер более привлекательны для ребенка, вызывают больший интерес, так как современный ребенок – это «зритель», который воспринимает готовую  «красивую картинку».  Чтение уходит на второй план, становится не востребованным, неинтересным, ненужным. При этом страдает не только познавательное, но  речевое и коммуникативное развитие ребенка, что, особенно не допустимо для детей с нарушениями речи.  Нарушается эмоциональная связь между родителями и детьми.

Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книгами  подрастающим поколением, как основного источника знаний. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности, так как во время чтения и слушания художественных произведений у детей идет             развитие когнитивных способностей:

 Речевое развитие является одним из ключевых преимуществ совместного чтения. Слушая книги, ребенок обогащает словарный запас, учится правильно произносить слова и строить предложения. Обсуждение прочитанного помогает развить навыки коммуникации и аргументации.

    Мышление и память активно развиваются во время чтения. Ребенок учится анализировать сюжет, запоминать образы героев, выстраивать причинно-следственные связи. Это способствует формированию аналитического мышления и улучшению памяти.

    Эмоциональное развитие

    Эмоциональный интеллект формируется через сопереживание героям книг. Дети учатся понимать чувства других, различать эмоции, находить способы справиться со страхами и переживаниями. Книги помогают обсудить сложные темы в безопасной обстановке.

    Воображение и творчество получают мощный стимул развития во время чтения. Погружаясь в мир приключений, ребенок учится создавать собственные истории, развивает фантазию и креативное мышление.

    Для того, чтобы увлечь детей чтением и вовлечь в интересный мир художественной литературы мы решили использовать в работе  элементы театрализованной деятельности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует усвоению  коммуникативных навыков. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико её значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребёнка.

Можно выделить следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе:

            Информационно-аналитические формы – анкетирование, опросы, интервьюирование.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; изучение  запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

             Наглядно - информационные формы – открытые занятия, тематические выставки, родительские собрания, родительский клуб. Решают задачи ознакомления родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя. 

            Познавательные формы – консультации, детско-родительские проекты, буккроссинг. Призваны повышать компетентность родителей, способствовать формированию  их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы  помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.

            Досуговые формы – развлечения, конкурс чтецов, выставки книг-самоделок, КВН. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

            План мероприятий для формирования читательской  грамотности  детей и родителей мы составили на один учебный год и реализовали его в подготовительной логопедической группе детского сада. В течение учебного года нами были организованы и проведены следующие мероприятия: родительские собрания, детско-родительские театрализованные представления, занятия - квесты , детско- родительские мастерские, конкурсы.

 

 

 

План мероприятий для формирования читательской  грамотности  детей                 и родителей

 

Дата

Название мероприятия

участники

 

 

 

12.09.24

Анкетирование и итервьюирование родителей по вопросам читательской грамотности родителей.

Учитель-логопед, родители

17.10.24

Выставка  книг: «По страницам любимых книг»

Учитель-логопед, воспитатели ,дети подготовительной логопедической группы.

21.11.24

Квест-игра : « Приключения в сказочной стране»

Учитель-логопед , Воспитатели, дети подготовительной логопедической группы

13.12.24

Литературные посиделки: « Любимые стихи»

 

Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители .

21.01.2025

Турнир знатоков, совместно с родителями «Семейное путешествие по литературному морю»

 

Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители

13.02.2025

 Литературная гостиная «Вечер поэзии «Волшебница – зима» (подготовительные группы)

Учитель-логопед ,дети подготовительной логопедической группы

05.03.25

Показ кукольного театра: « Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители

16.04.25

Мастерская : « Книжная больница»

Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители

12.05.25

Показ- драматизация сказки : « Гуси- лебеди». Для воспитанников детского сада.

Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители

 

      

 

     

            Практическая реализация марафона

           

 

            С целью выявления мнения родителей о значимости семейного чтения, о роли книги и чтения в воспитании и образовании ребенка мы провели анкетирование

       Исходя из результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что перечень читаемой художественной литературы узок , в связи с чем родителям был предоставлен   список рекомендуемой художественной литературы  и предложен план мероприятий  по формированию читательской грамотности с обязательным участием родителей.

            Для того, чтобы увлечь детей чтением, и вовлечь в интересный мир художественной литературы,  была проведена выставка любимых книг.

            Цель: Прививать интерес и бережное отношение к книгам, желание читать –слушать сказки, рассказы, анализировать их, делать умозаключения и выводы. Развивать коммуникативные способности детей, монологическую и диалогическую речь, что имеет большое значение для детей с ОНР.

            Дети с удовольствием принесли свои любимые книги, зачастую, кончено же, это были сказки. Были представлены  и разнообразные энциклопедии для детей: начиная от энциклопедий для самых маленьких, где содержание представлено в основном в виде ярких иллюстраций и заканчивая книгами научного содержания – о космосе, исторических событиях, войсках, динозаврах, энциклопедии. Ребята с большим интересом и радостью рассказывали о своих любимых книгах.

             

        С огромным интересом и восторгом ребята участвовали   в квест –игре: «Приключения в сказочной стране».

           Цель: Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

Активизировать и уточнить в речи детей название сказок, имена сказочных героев. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам. Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

                           

 

            В канун нового года были проведены литературные посиделки, на которые были приглашены родители. Родители с удовольствием вспомнили свои любимые детские произведения, любимых детских писателей.

   

 Ребята подготовили  и обыграли  сказку В.П. Катаева « Цветик- семицветик».

           Для вовлечения детей в театрализованную деятельность вместе с музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы, был организован кружок-студия « В гостях  у сказки».

           Театрализованная деятельность особенно увлекла наших ребят. Ведь

театр для ребенка –это всегда праздник. Яркие незабываемые впечатления. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

            

 

      

      

       Помощь родителей здесь была особенно ценной: мы вместе работали над декорациями, изготовлением костюмов, отрабатывали сценарии выступлений.   Важная задача педагогов ДОУ – помочь семье в речевом, литературном и художественно-эстетическом развитии ребенка. В формировании у него читательского вкуса, позитивного отношения к художественным произведениям. Ну и, конечно же, выступление детей просто очаровало родителей, они наглядно увидели результаты совместной работы.

 

 

 

        Подводя итоги  марафона в конце учебного года, мы выявили , что у детей и родителей значительно повысился интерес к чтению. Родители стали чаще детям приобретать книги соответствующие их возрасту, а многие дети научились самостоятельно читать и после с удовольствием рассказывают своим товарищам в саду о прочитанном , что положительном образом отразилось на развитии связной речи детей с речевыми нарушениями .  Словарный запас детей стал значительно выше возрастной нормы,  усовершенствовался грамматический  строй речи.

       По средствам чтения  нравственное воспитание происходило естественным образом через примеры героев книг. Дети научились различать добро и зло, понимать правила поведения, осваивать социальные нормы. Стали уважительнее  и толерантнее относиться к взрослым и сверстникам, что в реалии нынешнего воспитания играет немаловажную роль.

      Укрепились и семейные отношения. Чтение и обсуждение художественных произведений создало особую атмосферу доверия и близости, сформировало теплые воспоминания. Регулярные чтения и обсуждение художественных произведений стало семейной традицией, объединяющей всех членов семьи. 

      Родители охотно участвовали в организованных нами мероприятиях, что улучшило  детско-родительские отношения.                     Немаловажным  является и то,  что  родители  становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи.

Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности  в чтении у детей  разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также