Детско-родительский марафон как один из методов активизации семейного чтения.
В.А. Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».
Читающий человек - мыслящий человек. Однако в современном мире книга с трудом выдерживает конкуренцию с гаджетами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни: смартфоны, планшеты, компьютер более привлекательны для ребенка, вызывают больший интерес, так как современный ребенок – это «зритель», который воспринимает готовую «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не востребованным, неинтересным, ненужным. При этом страдает не только познавательное, но речевое и коммуникативное развитие ребенка, что, особенно не допустимо для детей с нарушениями речи. Нарушается эмоциональная связь между родителями и детьми.
Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книгами подрастающим поколением, как основного источника знаний. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности, так как во время чтения и слушания художественных произведений у детей идет развитие когнитивных способностей:
Речевое развитие является одним из ключевых преимуществ совместного чтения. Слушая книги, ребенок обогащает словарный запас, учится правильно произносить слова и строить предложения. Обсуждение прочитанного помогает развить навыки коммуникации и аргументации.
Мышление и память активно развиваются во время чтения. Ребенок учится анализировать сюжет, запоминать образы героев, выстраивать причинно-следственные связи. Это способствует формированию аналитического мышления и улучшению памяти.
Эмоциональное развитие
Эмоциональный интеллект формируется через сопереживание героям книг. Дети учатся понимать чувства других, различать эмоции, находить способы справиться со страхами и переживаниями. Книги помогают обсудить сложные темы в безопасной обстановке.
Воображение и творчество получают мощный стимул развития во время чтения. Погружаясь в мир приключений, ребенок учится создавать собственные истории, развивает фантазию и креативное мышление.
Для того, чтобы увлечь детей чтением и вовлечь в интересный мир художественной литературы мы решили использовать в работе элементы театрализованной деятельности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует усвоению коммуникативных навыков. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико её значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребёнка.
Можно выделить следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе:
Информационно-аналитические формы – анкетирование, опросы, интервьюирование.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.
Наглядно - информационные формы – открытые занятия, тематические выставки, родительские собрания, родительский клуб. Решают задачи ознакомления родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.
Познавательные формы – консультации, детско-родительские проекты, буккроссинг. Призваны повышать компетентность родителей, способствовать формированию их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.
Досуговые формы – развлечения, конкурс чтецов, выставки книг-самоделок, КВН. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
План мероприятий для формирования читательской грамотности детей и родителей мы составили на один учебный год и реализовали его в подготовительной логопедической группе детского сада. В течение учебного года нами были организованы и проведены следующие мероприятия: родительские собрания, детско-родительские театрализованные представления, занятия - квесты , детско- родительские мастерские, конкурсы.
План мероприятий для формирования читательской грамотности детей и родителей
|
Дата |
Название мероприятия |
участники |
|
|
|
|
|
12.09.24 |
Анкетирование и итервьюирование родителей по вопросам читательской грамотности родителей. |
Учитель-логопед, родители |
|
17.10.24 |
Выставка книг: «По страницам любимых книг» |
Учитель-логопед, воспитатели ,дети подготовительной логопедической группы. |
|
21.11.24 |
Квест-игра : « Приключения в сказочной стране» |
Учитель-логопед , Воспитатели, дети подготовительной логопедической группы |
|
13.12.24 |
Литературные посиделки: « Любимые стихи»
|
Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители . |
|
21.01.2025 |
Турнир знатоков, совместно с родителями «Семейное путешествие по литературному морю»
|
Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители |
|
13.02.2025 |
Литературная гостиная «Вечер поэзии «Волшебница – зима» (подготовительные группы) |
Учитель-логопед ,дети подготовительной логопедической группы |
|
05.03.25 |
Показ кукольного театра: « Сказка о рыбаке и рыбке» |
Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители |
|
16.04.25 |
Мастерская : « Книжная больница» |
Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители |
|
12.05.25 |
Показ- драматизация сказки : « Гуси- лебеди». Для воспитанников детского сада. |
Учитель-логопед , воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители |
Практическая реализация марафона
С целью выявления мнения родителей о значимости семейного чтения, о роли книги и чтения в воспитании и образовании ребенка мы провели анкетирование
Исходя из результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что перечень читаемой художественной литературы узок , в связи с чем родителям был предоставлен список рекомендуемой художественной литературы и предложен план мероприятий по формированию читательской грамотности с обязательным участием родителей.
Для того, чтобы увлечь детей чтением, и вовлечь в интересный мир художественной литературы, была проведена выставка любимых книг.
Цель: Прививать интерес и бережное отношение к книгам, желание читать –слушать сказки, рассказы, анализировать их, делать умозаключения и выводы. Развивать коммуникативные способности детей, монологическую и диалогическую речь, что имеет большое значение для детей с ОНР.
Дети с удовольствием принесли свои любимые книги, зачастую, кончено же, это были сказки. Были представлены и разнообразные энциклопедии для детей: начиная от энциклопедий для самых маленьких, где содержание представлено в основном в виде ярких иллюстраций и заканчивая книгами научного содержания – о космосе, исторических событиях, войсках, динозаврах, энциклопедии. Ребята с большим интересом и радостью рассказывали о своих любимых книгах.

С огромным интересом и восторгом ребята участвовали в квест –игре: «Приключения в сказочной стране».
Цель: Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
Активизировать и уточнить в речи детей название сказок, имена сказочных героев. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам. Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

В канун нового года были проведены литературные посиделки, на которые были приглашены родители. Родители с удовольствием вспомнили свои любимые детские произведения, любимых детских писателей.

Ребята подготовили и обыграли сказку В.П. Катаева « Цветик- семицветик».
Для вовлечения детей в театрализованную деятельность вместе с музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы, был организован кружок-студия « В гостях у сказки».
Театрализованная деятельность особенно увлекла наших ребят. Ведь
театр для ребенка –это всегда праздник. Яркие незабываемые впечатления. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.



Помощь родителей здесь была особенно ценной: мы вместе работали над декорациями, изготовлением костюмов, отрабатывали сценарии выступлений. Важная задача педагогов ДОУ – помочь семье в речевом, литературном и художественно-эстетическом развитии ребенка. В формировании у него читательского вкуса, позитивного отношения к художественным произведениям. Ну и, конечно же, выступление детей просто очаровало родителей, они наглядно увидели результаты совместной работы.

Подводя итоги марафона в конце учебного года, мы выявили , что у детей и родителей значительно повысился интерес к чтению. Родители стали чаще детям приобретать книги соответствующие их возрасту, а многие дети научились самостоятельно читать и после с удовольствием рассказывают своим товарищам в саду о прочитанном , что положительном образом отразилось на развитии связной речи детей с речевыми нарушениями . Словарный запас детей стал значительно выше возрастной нормы, усовершенствовался грамматический строй речи.
По средствам чтения нравственное воспитание происходило естественным образом через примеры героев книг. Дети научились различать добро и зло, понимать правила поведения, осваивать социальные нормы. Стали уважительнее и толерантнее относиться к взрослым и сверстникам, что в реалии нынешнего воспитания играет немаловажную роль.
Укрепились и семейные отношения. Чтение и обсуждение художественных произведений создало особую атмосферу доверия и близости, сформировало теплые воспоминания. Регулярные чтения и обсуждение художественных произведений стало семейной традицией, объединяющей всех членов семьи.
Родители охотно участвовали в организованных нами мероприятиях, что улучшило детско-родительские отношения. Немаловажным является и то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи.
Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности в чтении у детей разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.