Консультация «Этиология и патогенез алалии»
Оценка 4.9

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
29.04.2018
Консультация «Этиология и патогенез алалии»
По вопросу об этиологии (причинах) алалии и ее патогензу (мозговых механизмах) в литературе не имеется единства мнений. Одни авторы отдают предпочтение биологическим факторам, другие социально-психологическим, третьи наследственности, четвертые считают, что наследственный фактор не играет принципиальной роли в возникновении алалии. Первое, заслуживающее внимание исследование алалии, принадлежит А.Куссмаулю, который еще в 1877 году назвал ее «врожденной афазией». Немногим позже, в 1888 году,
Консультаци1.doc
Консультация «Этиология и патогенез алалии» По вопросу об  этиологии    (причинах)   алалии   и   ее  патогензу (мозговых   механизмах)   в   литературе   не   имеется   единства   мнений.   Одни авторы   отдают   предпочтение   биологическим   факторам,   другие   социально­ психологическим,   третьи   наследственности,   четвертые   считают,   что наследственный   фактор   не   играет   принципиальной   роли   в   возникновении алалии. Первое, заслуживающее внимание исследование алалии, принадлежит А.Куссмаулю,   который   еще   в 1877  году   назвал   ее «врожденной   афазией». Немногим позже, в 1888 году, Р.Коэн обозначил алалию как «идеопатическую глухоту»   или   «слухонемоту».   Несмотря   на   такое   обозначение,   Р.Коэн считается сторонником моторной концепции алалии. Он полагал, что в алалии главное абсолютная неспособность детей  произносить  звуки и слоги, хотя признавал, что мозговые структуры, которые ответственны за это, могут быть у них не повреждены. По мнению Р. Коэна, в основе данного вида патологии речи лежит дискоординация в работе отдельных речевых зон. Последователем Р.Коэна был немецкий автор Г.Гутцманн, который  также предлагал усиленно стимулировать у алаликов артикуляционную сторону речи.  Однако моторная концепция алалий не получила всеобщего признания.   немецкий   ученый   А.Либманн, Исследователи   конца  XIX  века   как   отечественный   автор   М.В.Богданов­Березовский     и   другие   высказывали соображения, согласно которым алалия не может быть обусловлена только моторными   причинами.   Они   считали,   что   главным   здесь   является   фактор:   нарушения   мышления,   эмоционально­волевой психологический   сферы, памяти, внимания и т.п. Целый   ряд   более   поздних   исследователей   вслед   за   А.Куссмаулем рассматривали   алалию,   как   аналог   афазии,   только     наблюдаемый   у   детей. Однако   у   них   были   серьезные   оппоненты,   которые   подчеркивали принципиальное различие механизмов развития афазии и алалии. Несмотря на эту   критику,   моторная   и   сенсорная   концепция   алалий   долгое   время оставалась как рабочая.  В более позднее время питербуржская нейрофизиолог­ нейрофизиолог, психолог, педагог ­  нейрофизиолог Н.Н.Трауготт, признавая, что при алалии всегда   нарушается   деятельность   по   усвоению   языка,   отмечала,   что первопричиной этого является недостаточность речевого слухового гнозиса. Эта же точка зрения  высказана позже, в 60­х годах XX века,   Р.Е.Левиной.  Мозговые   механизмы   алалии   могут   быть   также   смешанные. В.К.Орфинская допускала различия. Она связывала неспособность алаликов говорить с наличием у них либо явлений орально­артикуляционной апраксии, либо с дефицитом языковой способности и считала, что существуют: а)   собственно   «языковые»   алалии,   состоящие   в   неспособности вычленить из речи взрослых правила языка, необходимые для использования его средств (фонем, слов, словоформ, фраз); б)   гностические   и   праксические,   обусловленные   речевой   слуховой агнозией или артикуляционной апраксией.   В   настоящее   время   приоритетной   является   «языковая   концепция» патогенеза алалии. Ее придерживаются   многие современные исследователи патологии речевого развития: В.А.Ковшиков,   Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова,   Л.Р.Давидович; Т.Б.Филичева; Е.Ф.Соботович; Т.Г.Визель.  Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается   Б.М.Гриншпун;   В.К.Воробьева; «языковая   способность»,   которая   дана   человеку   от   природы.   И   при сенсорной, и при моторной алалиях ребенок не может овладеть языком (его звуками,   словами,   грамматикой).   При   этом   навыки,   не   требующие значительного   словесного   сопровождения,   могут   успешно   вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии,  воспринимаются, и внутренняя речь формируется. Она становится базисной для психического развития в целом. При сенсорной алалии  формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к  зрительному восприятию объектов мира и оптических образов   артикуляционных   движений   взрослых.   Сенсорные   алалики,   не   в   меньшей   степени   овладевают получившие   своевременной   помощи,   неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости. Сторонники   того, что алалия ­ следствие органических повреждений головного   мозга,    наиболее   опасным   из   этиологических   факторов   считают асфиксию.  На  асфиксию   как   наиболее   вероятностную   причину   развития алалии   указывают   также   такие   авторы   как   В.Гарднер,   Е.М.Мастюкова   и соавт.,   Б.В.Лебедев   и   соавт.,   Г.В.Гуровец   и   соавт.   Исследователь   алалии французской   школы     Ж.Ажуриагерра,   кроме   того,   считает,   что   к   алалии приводят   только   двусторонние   поражения   мозга,  при   которых   невозможна или крайне затруднена спонтанная компенсация дефектов.   Следует   отметить,   однако,   что,   по   многочисленным   наблюдениям клиницистов,   далеко   не   у   всех   детей,   в   анамнезе   которых   имеются перечисленные   выше   осложнения,   появляется   алалия.   У   некоторых нормально развивающихся в речевом отношении детей отмечены асфиксия и различные   двусторонние   поражения   мозга,   не   повлиявшие   отрицательным образом на речевой механизм.  Взгляды   на   роль  наследственности  в   этиологии   алалий   у   разных   специальное исследователей   также   различны.   В.А.Ковшиков     провел   исследование, направленное на выяснение роли наследственности в развитии алалии.  Он     сообщает,  что  наследственность   имеет  место    в  малом  числе случаев   алалии   ­   приблизительно   в   16%   от   их   общего   числа.   Основным аргументом  являются полученные им данные о том, что проблемы  речевого развития, имевшие место у родителей,  далеко не всегда передаются их детям. Более значимы по выводам В.А.Ковшикова, из подробного обзора литературы по алалии, такие факторы как поздние роды, искусственные и спонтанные аборты,   мертворождения   в   анамнезе,   патология   беременности,   особенно сильный   токсикоз   в   первой   половине.   Неблагоприятными   являются   также угрожающие   выкидыши,   психотравмы,   неправильное   положение   плода, кровотечения,   резус­несовместимость,   роды   раньше   срока,   стремительные, затяжные,  сухие   роды,   стимуляция,   наложения   щипцов,   травмы   головы   во время   родов,   асфиксии,  минимальные   мозговые   дисфункции     и   некоторые другие обстоятельства.  В   группу   риска   попадают   и   дети,   рождающиеся   ослабленными   и перенесшие   до   года   тяжелые   заболевания   мозга,   и   прежде   всего нейроинфекции, а также  дети, получившие до 1 года травмы головы. Американский   психолог   В.Гарднер   большое   значение   в   этиологии алалий  придает социальным факторам: конфликтным отношениям  в семье, неправильному воспитанию детей (насмешки над неправильной речью и т.п.). Особое   внимание   уделяется  им  взаимоотношениям   ребенка  с  матерью.  Он отмечает,   что   среди   матерей   алаликов   гораздо   чаще   встречаются невротические, робкие, как и наоборот,   самонадеянные, чем среди матерей нормально говорящих детей.  Противоречивые   мнения   имеются   по   поводу   пребывания   детей   в двуязычной  (билингвистической)  среде. Большая  часть авторов, например, А.В.Ярмоленко, не признают, что билингвизм оказывает вредное влияние на развитие алалии. Другие считают его провоцирующим отклонения в речевом развитии.   Помимо  врожденной   готовности   к   языковому   развитию, первично   сохранного   интеллекта,  стимулов   внешней   среды,   которые побуждали бы системы мозга к созреванию,  мотивации к речи, необходимо, чтобы  между  отдельными   анализаторами   и   надстроенными   над   ними модальностями имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передавалась бы из одной зоны мозга в другую. Это относится   и   к   собственно   речевым   областям   мозга.   Без   связи   между отдельными   областями   мозга,   участвующими   в   освоении   речи,   она развиваться не может. Рассмотрим,   какие   именно   межсистемные   связи   не   формируются   в первую очередь при сенсорной и моторной алалиях  с нейропсихологической точки зрения. Современными нейрофизиологическими исследованиями (M.Кинзборн, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких и др.) показано, что в раннем речевом онтогенезе большую   роль   играют   процессы   левополушарной   латерализации   речевой функции.   Вначале   ребенок   усваивает   неречевые   шумы   (природные   ­   шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома и пр., а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами ­ орудиями   труда,   музыкальными   инструментами   и   пр.).   Эти   приобретения правого   полушария   служат   базисными   для   первичных   операций   речевого развития.   Они   состоят   в  отборе   из   них   левополушарным   механизмом полезных для речи признаков. Все  удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис. Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается   недоступной   наиболее   тяжелым   алаликам.   Как   известно   из   существенных литературы,   доречевой   период   протекает   у   них   без   отклонений, т.е. так же, как и у здоровых в речевом отношении детей. Они овладевают соответственно возрастным параметрам различными доречевыми навыками:   движениями,   в   том   числе   и   ритмическими,    рисованием;   могут подражать   неречевым   звукам,   например,   вою   ветра,   голосам   животных; выполнять различные бытовые операции, сопровождаемые жестами. Однако на   этих   «древних»   навыках   подготовительная   к   речи   фаза   развития   и заканчивается. Звуки, издаваемые человеческим голосом, им так и остаются недоступными, если не принять соответствующих коррекционных мер. Иначе говоря,   речевой   слуховой   гнозис   у   этих   детей   не   формируется   или формируется медленно, дефектно.  Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса  в мозге   является  левая  височная   доля.   Понятно,   что   она   может   вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу  и если проводящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны. В том случае, если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи, и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые. В   отличие   от   сенсорной   алалии,   при   которой   отсутствуют необходимые   связи   между   правым   и   левым   полушариями   мозга,   то   при моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в самом левом (доминантном по речи) полушарии. Допустим, ребенок, овладел определенной степенью способности различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, т.е. неречевые шумы трансформировались у него в звуки   речи.   Однако,   для   того,   чтобы   он   заговорил   сам,   этого   мало, необходима   еще   способность   перешифровывать   эти   звучания   в артикуляционные   движения.   Они   могут   быть   приблизительными, недифференцированными,   но   именно   артикуляционными   (речевыми).   Для этого   нужно,   чтобы   речевая   продукция,   воспринятая   на   слух,   была перешифрованна   в   артикуляционные   движения.   Это,   в   свою   очередь, возможно   лишь   в   том   случае   если   полноценные   проводящие   пути   между сенсорной     (височной)   и   моторной   (премоторной   и   постцентральной) областями   мозга   полноценны.     Немалую   роль   в   этих   процессах   играют   и лобные   доли,  обеспечивающие   не   механическую   имитацию   услышанного,  а осмысленную речевую деятельность. Таковы наиболее вероятные   мозговые механизмы, обусловливающие сенсорную и  моторную алалию (рис.28). Изложенные   представления   о   патогенезе   алалии   подтверждаются данными современных аппаратурных исследований алаликов: у подавляющего большинства из них очаговых поражений мозга не обнаруживается. К тому же, регистрируемые   в   области   речевых   зон     кисты   и   другие   образования,  как правило, к алалиям не приводят. Таким образом, представление об алалии как о   «детском»   аналоге   афазии,   обусловленном   поражением   мозга   в   области Брока или Вернике, не находит сегодня подтверждения. Нейропсихологический подход объясняет, почему очаговые поражения речевых зон  мозга не вызывают  у большинства детей алалии, в то время как у взрослых приводят к афазии. Решающую роль играет здесь признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности.   Она позволяет заместить   поврежденный   участок   мозга   «здоровым»,   еще   не   получившим определенной   функциональной   специализации.   Однако   это   возможно   лишь при условии, что сохранны  проводящие нервные  пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их   состояние является более важным, чем состояние самих речевых  зон. Причина этого состоит   в   пластичности,   свойственной   детскому   мозгу,   принципиально отличающей   его   от   мозга   взрослых     людей,   у   которых   неповрежденные участки   мозга   при   необходимости   включиться   в   компенсацию   проявляют значительную инертность. Таким   образом,   на   современном   этапе   изучения   алалии   можно констатировать,  что неспособность детей­алаликов  овладевать     средствами языка   и   способами   их   использования   в   собственной   речи,   обусловлена сочетанием целого ряда разнообразных, препятствующих этому факторов.

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»

Консультация «Этиология и патогенез алалии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018