Консультация "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых.
Иконка файла материала готовность к школе.doc
Работа с родителями Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем? Весна   —   время   особых   хлопот   в   семьях   будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной   элитной   гимназии   к   другой,   что   успеть записаться   на   собеседование   или   тестирование.   В некоторых   мамы   и   бабушки   отличаются   особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали   глупостей!  Да   кто   он   такой,  этот  психолог,   чтобы   мне   указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?» Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей? У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов  не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие   хуже.   Но   когда   процесс   обучения   столкнулся   с   шестилетками,   привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач.Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы,   чего   ещё   хотеть   от   будущего   первоклассника?   Только   учи   его   –   и   получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные   школы,   имевшие   возможность,   так   или   иначе,   отбирать   детей.   Учителя   и отбирали ­ по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось.   Потому   что   нельзя   ничего   хорошего   сделать   с   ребёнком   с   помощью механического   снижения   планки   обучения,   игнорируя   законы   его   психологического развития. В чём же суть «готовности»? Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно   суживать   его   исключительно   до   «готовности   к   школе».   Каждая   новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать,   что   можно   предотвратить   какие­то   сложности   в   его   жизни,   опережая события. Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские   преподаватели   лекции   в   старших   классах   его   школы.   Вузовские преподаватели,   как   правило,   при   работе   со   старшеклассниками   пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учитьшкольными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление   школьных   методов   обучения   в   детский   сад   не   является   профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии   перейти   на   новый   этап,   если   он   не   пережил,   не   прожил   полноценно   этап предыдущий.   Характерный   пример:   психологическая   служба   получила   разрешение работать   в   детском   доме.   Набрав   всевозможных   книжек,   игрушек,   развивающих пособий   психологи   пришли   к   детям.   Выяснилось,   что   никакие   книжки,   игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» ­ вообще   слово   некорректное   по   отношению   к   маленькому   ребёнку.   Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только   это.   Огромное   количество   книжной   продукции,   запудривающей   родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно. Что отличает ребёнка, готового к школе? Во­первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной   задачи».   Когда   учитель   пытается   объяснить   детям   смысл   умножения   на примере   выложенной   плитками   кухни,   а   дети   начинают   задавать   вопросы   о   цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.Во­вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия.   Он   способен   охватить   ситуацию   целиком,   её   смысловую   составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии   в   детском   саду   воспитательница   написала   на   доске   пример:   «5­3».   Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику   мальчика.   Интересно,   что   ответили   другие   дети.   Они   ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы. Третья составляющая  готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого   использовался   ряд  сюжетных  картинок.  Например,  на  картинке  изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно   сильная,   чтобы   ведро   поднять.   Но   мальчик,   добавляют   они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет   справляться.   О   чём   это   свидетельствует?   О   разном   подходе   к   жизни. Дошкольники   ещё   не   выделяют   себя   из   окружающей   действительности   в   качестве субъектов   деятельности.   Местоимение   «я»   для   них   тотально:   не   я   в   конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка  убьет наповал. Ведь если  «я» нарисовал  не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут. И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит­то, только что­нибудь делая. Ноон не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!». Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников   и   младших   школьников.   Для   этого   был   придуман   механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по­разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести   куколку   по   лабиринту,   они   с   успехом   восполняли   свою   неудачу   за   счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять   ящик   и   экспериментировать   с   кнопками,   чтобы   понять   принцип   управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?». Вот такие специфические составляющие школьной готовности. Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов   к   школе»?   Родитель   с   испугом   прочитывает   в   этой   формулировке   нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о   шестилетнем   ребёнке.   И   констатируемая   на   данный   момент   неготовность   к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.