Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых.
Работа с родителями
Консультации для родителей
Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих
первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от
одной элитной гимназии к другой, что успеть
записаться на собеседование или тестирование. В
некоторых мамы и бабушки отличаются особым
рвением в проталкивании чада к светлому будущему,
детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или
по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются
с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится
сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын —
замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад
походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»!
Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать?
Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил.
И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная
«готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет
так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже
привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И
проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в
связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или
даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше,
другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные,
устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными
оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач.Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители
уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось
бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится
отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были
элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и
отбирали по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть
ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то,
что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения
программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся,
значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти
лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не
получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью
механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического
развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор
некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём
неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая
ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в
ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в
ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые
отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не
готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой.
Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно
полагать, что можно предотвратить какието сложности в его жизни, опережая
события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают
вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские
преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются
привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учитьшкольными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для
развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же
вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой
школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём
развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап
предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение
работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих
пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки
детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки,
потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым.
И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за
счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно
измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно
развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка»
вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика,
мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не
только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям
мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной
готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Вопервых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б.
Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём
учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на
примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете
плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки
привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её.
Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.Вовторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ
действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую.
Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном
занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «53». Дети
должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У
мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем
характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили:
«осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно.
Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют.
Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки.
Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась
горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик
лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой.
А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему
так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро
тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка
недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они,
потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром
будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая
двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень
хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его
интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности.
Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслитто, только чтонибудь делая. Ноон не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается,
дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у
дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический
лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла
двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой.
Дошкольники и школьники совершенно поразному участвовали в игре. Дошкольники
фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось
провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли
снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления
механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не
готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто
страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт
о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к
школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с
поступлением в школу надо повременить.
Он ещё не доиграл.