Как показали наши исследования, при занятиях с детьми-дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приёмы. Используя их, педагог-логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно-образовательной деятельности. Ниже приводится описание некоторых приемов и способов.
Дифференциация звуков на слух
Ребёнок выполняет действие молча.
1. Подними нужный символ (на¬пример, флажок). Логопед произ¬носит слоги, слова, в которых оп¬ределенный звук находится в раз¬ном положении. Ребёнок должен поднять флажок, если звук нахо¬дится в том положении, которое заранее определено и взаимно ого¬ворено логопедом и ребёнком.
Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи
имеющими тяжёлые нарушения речи,
Как показали наши исследования, при занятиях с детьми
наиболее
дошкольниками,
эффективными являются игровые приёмы. Используя их, педагоглогопед
может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно
образовательной деятельности. Ниже приводится описание некоторых при
емов и способов.
Дифференциация звуков на слух
Ребёнок выполняет действие молча.
1. Подними нужный символ (например, флажок). Логопед произносит
слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении.
Ребёнок должен поднять флажок, если звук находится в том положении,
которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.
2. Найди необходимый символ среди многих. Логопед и ребёнок
определяют наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку,
например, звук [с] — это насос, [ж] — это жук, [з] — звонок и т.д. При
произнесении различных слов логопедом ребёнок должен поднять соответ
ствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.
3. Сделай соответствующие движения на заданный звук. Логопедом
и ребёнком определяются наиболее адекватные символы, присущие тому или
иному звуку, например, звук [с] — это пролетающий самолет (рукой), [и] — это
улыбка, [щ] — щётка (чистит щёткой) и т.д. При произнесении различных слов
логопедом ребёнок должен показать движение или соответствующий символ,
как заранее определено, в случае, если в слове есть тот или иной звук.
4. Превратись в заданный звук. Логопедом и ребёнком определяются
наиболее адекватные позысимволы, присущие тому или иному звуку,
например, звук [ч] — это Чебурашка, [о] — это олень, [т] — топор и т.д. При
произнесении различных слов логопедом ребёнок должен изобразить соответ
ствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
5. Подними подходящую букву. Логопед произносит слоги, слова, в
которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок должен
поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее оп
ределено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.
Дифференциация звуков в произношении
Изолированные звуки
1. Узнай звук по артикуляции.
Логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который
ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.
2. Узнай звуки по символам. Логопед показывает символ того или иногозвука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.
Символом звука может служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет,
так и его графическое изображение.
3. Выбери среди многих. Логопед называет слоги, слова, в которых
присутствует определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если
звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изоб
ражающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нужный звук.
4. Правильно — неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут
открывается большой простор для творчества логопеда, так как в это
занятие можно включить практически все виды игр, единственным
изменением в которых будет их периодическое намеренно ошибочное
проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный
символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.
5. Звукоподражание, стихипотешки (ребёнок считает, сколько раз
прозвучал заданный звук).
В процессе произнесения речевого материала ребёнок отхлопывает,
отстукивает, встает, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный)
звук.
Дифференциация в слогах
1. Повтори за мной цепочку слогов «зажаза» и т.д.
2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например,
при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук [с] с любым
(определенным) гласным звуком — «са», «со» и т.д.
3. Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный
слог (2 — «за», 3 — «жа») и т.д.
4. Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.
5. Перепутаница. Ребёнок хлопает, логопед преднамеренно произносит
слог большее или меньшее количество раз.
6. Считалка. Логопед показывает цифры, ребёнок произносит слоги
соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные
математические представления.)
7. Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок
называет те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному
символу.
8. Праволево. Логопед отстукивает (например, левая рука — «за»,
правая — «жа»), а ребёнок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой
логопед отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».
9. Добавь слог в конце слова. Логопед называет слог, а ребёнок
добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению (например:
ко — «жа», ко — «за»). Также можно пользоваться символами для
предъявления первого слога логопедом.Дифференциация в словах
1. Придумай слово на заданные символы. Логопед показывает
символ того или иного звука, а ребёнок придумывает слово с его участием в
разном (оговоренном) положении.
2. Замени звук в слове. Логопед называет тот или иной слог, а ребёнок
заменяет в нём на оговоренный (или любой, с той или иной группой звуков
— звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.
3. Отдай слова по символам. Каждый из участвующих в игре собирает
в домики или корзиночки по предъявляемым логопедом символам того или
иного звука (слога) слова или картинки с изображением предметов. Побеж
дает тот, кто больше наберёт слов или картинок.
4. Кто больше придумает слов. Логопед выбирает символ, картинку,
слог, на который ребёнок придумывает слова, получая за них очко (дается
фишка). Побеждает тот, кто наберёт больше очков (фишек).
5. Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница). Логопед
договаривается с ребёнком о том, что, допустим, в красную коробочку будут
класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает
искаженную инструкцию, а ребёнок должен, не обращая внимания на неё,
сделать правильный выбор.
6.
Найди четвертый лишний предмет.
Логопед раскладывает
несколько карточек с изображением предметов, а ребёнок называет их. По
заданию логопеда ребёнок определяет, какое слово лишнее.
7. Составь цепочку.
По заданию логопеда ребёнок выкладывает
предметные картинки на определенные звуки, например [з] или [ж] в
длинную — круговую или любую другую схему. В дальнейшем он должен
«прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые
там изображены.
8. Игра в лото. Логопед даёт инструкцию: разложить в две, три стопки
слова или карточки с определенной позицией (местом) звуков,
определённым звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие.
При соревновании двухтрёх детей побеждает тот, кто набрал большее
количество слов или карточек.
9. Придумай слова. Логопед задаёт определенный слог или звук, на
который ребёнок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя
положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).
«ЁЛОЧКА»
Эта дидактическая игра не имеет окончания, так как в неё можно
включить практически все темы и понятия, которые осваиваются детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Такой игрой можно начать
учебный год и ею же его закончить.1. Можно начать с обсуждения, почему ёлочка сначала была в снегу,
потом начала оттаивать, а позже распушила ветки и стала излучать
приятный аромат.
2.
Далее, представив её в виде плоской фигуры, можно обсудить, где
находятся её правая и левая стороны.
3. После этого можно начать украшать её игрушками, гирляндами бус и
лампочек. Здесь достаточно большой простор для развития не только
пространственной ориентации и цветовой дифференциации, но и всего
комплекса понятий, составляющих собственно речь.
4. В дальнейшем начинается кропотливая работа, которая не имеет
достаточно чёткого окончания, так как её можно продолжать и продолжать.
Логическое несоответствие. Что можно и что нельзя повесить на ёлку?
Какого размера украшения вешаются на ёлку?
Дифференциация звуков. Например, свистящих — шипящих, звонких —
глухих, мягких — твёрдых, соноров и пр. при развешивании украшений на
ёлке. При этом не забывая, что развивать ориентацию в пространстве (право
— лево, верх — низ и т.д.) также никогда нелишне.
Выделение звуков в слоге, слове. В начале, середине, конце, например —
гласных и согласных, звонких — глухих и т.д. при развешивании украшений.
(«А какие украшения с данным звуком висят справа? Или внизу?»)
Части речи. «Что?», «Кто?», «Какой?» предмет висит на ёлке. «Что
делает?» предмет на ёлке и «Как?»
Категории предметов. По имеющимся и висящим предметам на ёлке
разворачиваются дискуссии: «Что съедобно и несъедобно? », «Летает или не
летает?», «Живое — неживое? »
Категории понятий. «Где мебель, а где бытовые предметы?», «Это
воздушный или наземный транспорт?», «Дикие — домашние животные?»,
«Деревья — кустарники?» и т.д.
Формирование счетных навыков. Сколько и чего висит на ёлке?
Сколько справа, сколько слева? Где и чего больше?
Конечно, здесь названы далеко не все понятия, категории и темы, которые
осваиваются детьми в дошкольном и школьном возрасте, однако это
сделано для того, чтобы творческая фантазия и поиск не ограничивались, и
каждый из педагогов получил возможность для самореализации, так как
подобную
могут
осуществлять не только логопеды или дефектологи, но и воспитатели,
учителя, родители.
коррекционнообразовательную
деятельность