На современном уровне развития и компьютеризации учеб¬ного процесса в дошкольном образовательном учреждении всё актуальнее становится проблема повышения активности воспитанников с речевой патологией, с одной стороны, и борьба с быстро наступающим утом¬лением - с другой стороны.
Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, сни¬жают уровень их работоспособности. Это проявляется в ухудшении вни¬мания, к затруднениям в усвоении учебного материала. Объясняется это тем, что относительно однообраз¬ная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к сни¬жению внимания и работоспособности детей.
Интегрированный подход в развитии детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в дошкольном
образовательном учреждении всё актуальнее становится проблема повышения активности
воспитанников с речевой патологией, с одной стороны, и борьба с быстро наступающим утом
лением с другой стороны.
Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к
утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности. Это проявляется в ухудшении
внимания, к затруднениям в усвоении учебного материала. Объясняется это тем, что относительно
однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга.
Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к снижению
внимания и работоспособности детей.
Вместе с тем необходимо отметить и одновременное нарастание общего мышечного
утомления. Изза ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, та
зобедренных, коленных и голеностопных суставов, ухудшается экскурсия грудной клетки, что
изменяет частоту и глубину дыхательных движений, нарушает поступление кислорода к
внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки.
Для того чтобы избежать этих негативных явлений и облегчить детям учебную деятельность,
необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть
активному отдыху во время занятий в саду. К таким малым формам активного отдыха можно
отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы.
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка — первооснова его полноценного развития.
Здоровый, нормально развивающийся ребёнок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен.
Дети с речевой патологией не могут координировать свои движения, поэтому предметом особого
внимания педагогов должно быть овладение ребёнком основами двигательной и гигиенической
культуры.
Движения являются для ребёнка, жизненно необходимой потребностью. Движение это
средство укрепления сердечно сосудистой, дыхательной, нервной системы и их лечения.
Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником с нарушением речи, обязан
помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз – не только
активный отдых, но неотъемлемая часть для формирования звукопроизношения.
Интегрированный подход в работе с детьми с речевой патологией позволяет проводить
физкультурные минутки не только на логопедических занятиях, но и на занятиях у воспитателя.
Дети речевых групп, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом
дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти
проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им
при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при
наклоне вперед протяжно произнести звук «шшш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший
шарик и т. д.
Развитие речевого дыхания – необходимо для постановки звуков. Дыхание это важнейший
физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание
можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и
т.д. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём
дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата
(произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими
движениями.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий
мозга и активизировать детей на занятиях. Функциональная и анатомическая незрелость
зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в
процессе работы, обусловливают необходимость применения на физкультурных минутках
гимнастики для глаз.
Таким образом, введение в структуру занятий физкультурных минуток, сочетающихразличные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные) является необходимым
условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Существует связь между развитием движений и формированием произношения.
Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжения и
монотонности речи. Все движения выполняются в определенном ритме и вызывают
многообразные эстетические ощущения: мышечные сокращения языка, гортани. челюстей,
пальцев, ног.
Задачи речевой ритмики:
вызывание звуков;
достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
работа над ритмикоинтонационной стороной речи;
•
•
•
• формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и
звуковая структура которых ещё не доступна детям в полном объёме.
При изучении деятельности головного мозга и психики детей учёные отмечают большое
стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как
бы «выходом» из головного мозга. При развитии мелкой моторики ребёнка (пальчиковая
гимнастика) быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.
Развитие детей происходит через игру. Игра непременный спутник детства. «Игра,
говорил А. М. Горький, путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны
изменить». Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует
приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
Стремясь к достижению цели, ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку,
инициативу, волю.
Большой интерес для логопеда и воспитателя логопедической группы, не владеющих музыкаль
ным инструментом, представляют речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие
упражнения в стихотворном варианте можно использовать как на занятиях, так и в других видах
деятельности, например в качестве физкультминутки, динамические паузы. Стихотворный материал
должен иметь:
—разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи заикаю
щихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР; для автоматизации
звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
—определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами,
туловищем с ритмом речи;
—среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее дви
жение;
— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;
—сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и показать
логическую связь между текстом и движением;
— при подборе стихотворений нужно учитывать возраст, речевые и двигательные возможности
детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно
произнося стихи. Иногда это приводит к расстройству дыхания.
Поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения,
другая произносит текст.
Грамотно использовать практический материал поможет знание теории логоритмики, учет
принципов использования данного метода коррекции речевой патологии, особенностей его
применения для детей с разными видами речевых нарушений.Упражнения
Все упражнения выполняются ритмично.
Ветер
Ветерок листвой шуршит: Шушушу, шушушу.
Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: УУУ, УУУ
Хлопают над головой руками.
Поднимает пыль столбом — Вомбомбом, бомбомбом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом — Гомгомгом, гомгомгом.
Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он — Страхстрах, страхстрах.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон — Ахах, ахах.
Покачивают головой.
«Ты медведя не буди!»
И.П. – стоя у стола
Как на горке снег, снег, Руки поднять вверх – потянуться.
И под горкой снег, снег, Присед, руки вперёд.
И на ёлке снег, снег, Руки развести в стороны, прогнуться.
И под ёлкой снег, снег, Присед, руки в стороны книзу
А под ёлкой спит медведь. Палец к губам.
Тише, тише! Не буди, Встать и тихонько сесть за столы.
Сядь на место не шуми.