Большой интерес для логопеда и воспитателя логопедической группы, не владеющих музыкальным инструментом, представляют речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физкультминутки. Стихотворный материал должен иметь:
Консультация «Использование на логоритмических занятиях
упражнений без музыкального сопровождения»
Большой интерес для логопеда и воспитателя логопедической группы, не
владеющих музыкальным инструментом, представляют речевые упражнения
без музыкального сопровождения. Такие упражнения в стихотворном вари
анте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности,
например в качестве физкультминутки. Стихотворный материал должен иметь:
— разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа
и ритма речи заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у
детей с ОНР; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и
т.д.;
— опредёленный динамичный размер, чтобы можно было соотнести
движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
— среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать
соответствующее движение;
— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать
движения;
— сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические
движения и показать логическую связь между текстом и движением;
— при подборе стихотворений нужно учитывать возраст, речевые и
двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно
произнося стихи. Иногда это приводит к расстройству дыхания. Поэтому
лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая
произносит текст.
Грамотно использовать практический материал поможет знание теории
логоритмики, учёт принципов использования данного метода коррекции
речевой патологии, особенностей его применения для детей с разными видами
речевых нарушений.Упражнения
Все упражнения выполняются ритмично.
Ветер
Ветерок листвой шуршит:
Шушушу, шушушу.
Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
Ууу, ууу.
Хлопают над головой руками.
Поднимает пыль столбом
— Бомбомбом, бом
бомбом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом
— Гомгомгом, гом
гомгом.
Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он
— Страхстрах, страх
страх.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон
— Ахах, ахах.
Покачивают головой.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь
— Капкапкапкап.Щёлкают пальцами рук
И по лужам ты
идёшь Тактактак
так.
Притопывают.
Ветер шелестит листвой
— Шшшш.
Потирают ладонь о ладонь.
Спрятал кудри под травой
— Тштштштш.
Потирают ладонями о колени.
Дождь сильнее застучал
— Туктуктуктук.
Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Скоро ливнем дождик стал
— Туктуктуктук, тук
туктуктук.
Хлопают в ладоши.
Лужи
Шлёпшлёпшлёп
— Иду по лужам.
Постукивают ладонями о ноги.
Хлюпхлюпхлюп —
Вода в ботинках.
Потопывают ногами.
Капкапкап —
зонтик
Мне
нужен.Щёлкают пальцами рук с движением сверху вниз.
Опопоп —
по
Вода
спинке.
Похлопывают по предплечью, скрестив руки.
Бульбульбуль —
Упала шапка.
Исполняют пружинку.
Ойойой —
Кругом вода.
Кружатся на месте.
Дадада
—
так жалко.
Себя
Одевайтесь в дождь
всегда!
Кивают головой.
Котёнокшалун
Котёнок мамочку зовет:
— Мяумяу, мяумяу.
Соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
— Маломало, маломало.
Сжимают пальцы рук в замок, опуская и поднимая их.
Покормит мама молочком:
— Мурмурмур, мурмурмур.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернётся маленьким клубком:
— Урурур, урурур.
Потирают кулачком о кулачок.с
клубочком
Потом
поиграет: Цапцапцап, цап
цапцап.
Сжимают пальцы рук.
нитку
быстро
И
размотает: Апапап, ап
апап.
Совершают круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Машина
Бибиби —
Гудит машина.
Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.
Туктуктук —
Мотор стучит.
Хлопают в ладоши.
«Едем,
едем,
едем,
едем», — Он так громко
говорит.
Хлопают, потопывая ногами.
Шины трутся о дорогу.
Шушушу — они
шуршат.
Хлопают, потирая ладони.
Быстро крутятся колёса.
Татата — вперёд
спешат.
Хлопают, делая «вертушку» руками.
ЧасыХодят часики — тиктак,
И вот так, и вот так.
Покачивают руками, согнутыми в локтях, перед собой из стороны в
сторону — рукистрелки.
Громко бьют часы кругом:
— Бомбомбом, бомбомбом.
Хлопают руками.
Гирю оттянули вниз:
— Скрипскрипскрип,
скрипскрипскрип.
Похлопывают по телу сверху вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Похлопывают по телу снизу верх.
Чтобы стрелки в путь
Молоточки есть
пошли,
внутри. Туктуктук —
они стучат, Туктуктук —
все говорят.
(Постукивают кулачком о кулачок).
Завертелось
колесо.
Вот другое в ход пошло.
Скрипскрипскрип, та
рара, Закрутилось до
утра.
«Заводит мотор» руками.
Весёлые человечкиЧеловечки в доме
жили, Меж собой они
Звали их
дружили.
совсем чудно — Хихи,
Хаха, Хохохо.
Хлопают в ладоши.
Удивлялись человечки:
— Хохохохохохохо!
Пожимают плечами.
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
—Хихихихихихихи.
Исполняют «пружинку».
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Потряхивают головой.
Человечки же хохочут:
— Хахахахахахаха!
Потопывают ногами.
Пришла весна
Улыбаются все люди —
Весна, весна, весна!
Хлопают, руками над головой.
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.Делают повороты туловища.
По лугу,
лесу и
полянке Идёт, идёт,
идёт.
Ходят на месте.
На
солнышке
скорей
погреться
зовёт.
Зовёт,
зовёт,
Машут обеими руками к себе.
И в ручейке лесном
задорно Звенит, звенит,
звенит.
Щёлкают пальцами рук.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Потирают ладони.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
Из пальцев делают бутон, сжимая и разжимая пальцы.
И всё живое сразу
слышит Весенний зов!
Насекомые над лугом
Жужужу, — жужжит
пчела. — Я лечу издалека.
Помахивают руками в стороны.
Зузузу, — комар пищит.
— Очень жарко, — он звенит.
Выбрасывают указательные пальцы вперёд.
Уфуфуф — как паровоз,Шмель пыхтит, пыльцу
повёз,
Притопывают ногами.
Жук гудит: гужу, гужу,
Я любого разбужу.
Хлопают в ладоши.
Птичка песенку поёт
Птичка песенку поёт:
— Тинь, тинь, тинь.
Постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой.
Хлопают.
Скоро солнышко взойдёт.
Тиньтиньтинь.
Комары проснутся скоро
— Тиньтиньтинь.
Похлопывают по плечам скрещенными руками.
Вот тогда наемся вволю —
Тиньтиньтинь.
Пощёлкивают пальцами.
Деткам мошек принесу
— Тиньтиньтинь.
Руки скрещивают перед собой,
расправляя ладони, помахивают
«крыльями»,
В клювик наберу росу —
Тиньтиньтинь.
Открывают и закрывают противоположно поставленные большие
пальцы рук и сомкнутые остальные.
Поучу птенцов летать
— Тиньтиньтинь.Приседают, руки в стороны.
Крылья смело расправлять
— Тиньтиньтинь.
Делают плавные движения руками.
Заботливое солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
Скрещивают руки вверху.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Плавно покачивают руки вверху.
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки.
Потирают щёки.
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки.
Постукивают пальцем по носу.
Золотят
веснушки
деток. Очень нравится
им это!
Надоедливые мухи
Чай душистый пьём,
пыхтим: — Уфуфуф, уф
уфуф.
Потирают горизонтально ладонь о ладонь.
Отгоняем веткой мух,
Мухмухмух, мухмух
мух.Помахивают рукой.
А они в варенье сели,
Елиели, елиели.
Постукивают пальцем о ладонь.
Так нам мухи
надоели! Мы варенье
быстро съели.
Облака
—
—
Журжуржур, — журчит река,
Я теку издалека.
Наклоняются вперёд, плавно покачивая руками.
Мимомимомимомимо,
Проплывают облака.
Покачивают руками вверху.
—
Вы
куда?
—
кричит
река.
снова
приплывёте?
Облака: «Туда, туда, туда».
Покачивают ноги вперёдназад.
—
Может,
А они: «Когда? Когда?
Пожимают плечами.
Гонит ветер нас лихой.
Только снится нам
покой».
Колокольчик
—
Колокольчик звенит.
Дондондон,
Покачивают головой из стороны в сторону.
—
Ляляля,
Чтото он говорит.
—
—(Исполняют «пружинку»).
—
Диньдиньдинь,
—
Наклоняет головку.
Покачивают головой вперёд.
—
Растрепал всю причёску.
Бомбомбом,
—
Хлопают ладонями по волосам.
Дзыньдзыньдзынь, —
Солнцу он улыбнулся.
Поднимают руки вверх, хлопают.
—
Наконецто проснулся.
Дилидон,
—
Стучат пальцами одной руки о пальцы другой.
Маленькие ножки
Топтоптоп —
Медленно
топают
ножки.
Потопывают ногами.
Топтоптоптоп —
Все быстрее идут по дорожке.
Хлопают руками.
Топтоптоптоп, топтоптоп —
Очень быстро идут.
Хлопают ладонями о бедро.
Топтоптоптоптоптоптоп
топтоптоп —
А теперь они бегут.
Указательным и средним пальцами одной руки постукивают по ладонивторой.
Охохох! Устали ножки
Быстро бегать
дорожке.
по
Исполняют пружинку.
Мышка и кошка
— Пипипи, —
Пищала мышка.
Щёлкают пальцами рук.
Мне так страшно, трепещу
— Щущущу, щущущу,
Постукивают по плечам скрещенными руками.
Норку я свою ищу.
Щущу, щущу, щущу
щу.
Потопывают ногами.
Кошка притворилась доброй.
— Мурмурмур, — она поёт.
Поглаживают руки.
—
Нетнетнет
—
пищит
мышонок.
К кошке в лапы не пойдёт.
Покачивают головой.
Весёлый ручеёк
Ручеёк в лесу бежал
зайчонка
И
повстречал.
Постукивают ладонями по ногам.
Тратата, тратата —Лапками по пню стучал.
Ручеёк зайчонку вторит:
Дзыньдзыньдзынь,
—
дзыньдзыньдзынь.
«Выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
Колокольчик их услышал:
Диньдиньдинь, диньдиньдинь.
Покачивают головой.
Белочка спустилась с
И орешками —
ветки
хрумхрум.
Щёлкают пальцами.
Туктуктук — с берёзы
дятел. Ах, какой поднялся
шум!
Постукивают кулачок о кулачок.
Непослушная неваляшка
Кукланеваляшка встала,
не лежит.
Сильно раскачалась,
весело
звенит. Дилидилидилидон —
Раздается всюду звон.
Покачиваются.
Качкачкачкач,
качкачкач
— Слышен Лены громкий
плач.
Покачивают «куклу» на руках.
Неваляшка всё неспит, Не ложится, не
сидит.
Делают наклоны туловища вперед.
Бомбомбомбом, бомбомбом
— Закрутилась вдруг волчком.
перестала
Лена
плакать
И сама качаться стала.
Хлопают в ладоши.
Друзья помогли
От друзей муравьишка отстал
— Ойойойой, ойойой.
Ладони к щекам, покачивают головой.
тонкую
Ножку
он
поломал, Айайайай, ай
айай.
Сгибают и разгибают ноги.
Травкой быстро
её
обмотал, В муравейник
скорей побежал.
Бегут на месте.
Ну, а солнце за лес уж
зашло. Охохохох, охох
ох!
Исполняют «пружинку».
Стало сразу так страшно,
темно, Ахахахах, ахахах!
Закрывают глаза ладонями.
Хорошо,
что друзьяМуравьишку
помогли,
домой принесли. Молодцы!
Хлопают в ладоши.
Весенняя берёзка
Берёзка в белом сарафане
Весною водит хоровод,
Дробными, ритмичными шагами делают повороты в стороны.
Звенит серёжками так
нежно И птичек в гости
всё зовёт.
Взмахивают руками к себе.
Раскроет свои рукиветки,
Разводят руки в стороны.
Опустит веткипальцы вниз,
Сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки,
Покачивают руками вверху.
Чтоб лучик на ветвях повис.
Тополиные пушинки
Тополиные пушинки
как пух.
Лёгкие,
Разлетаются повсюду,
Словно туча мух.
Скрещивают руки наверху.
Пухпухпух, пухпухпух —
Щёлкают пальцами рук.Мухи белые на
крыше, В парке, на
траве,
Загибают на каждую фразу пальцы левой руки начиная с мизинца.
На дорогах, тротуарах,
В окнах на стекле
Пухпухпух,
пух —
пухпух
Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.
Лезут в нос они и в глазки.
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке.
Пошевеливают всеми пальцами рук.
Пухпухпух, пухпухпух —
Делают легкие прыжки.
Только дождик им
преграда, И дождю они
не рады.
Яблоневый цвет
Невесомы, прекрасны, легки
с
цветков
Облетают
лепестки.
Делают плавные движения руками сверху вниз с акцентом на каждое
слово.
И под яблоней нежный
ковёр, На траве нарисован
узор.
Совершают круговые движения в воздухе указательными пальцами рук.Нежный цвет разметали
дожди, Завязались на ветках
плоды.
Соединяют пальцы обеих рук с округлой формой.
Будут солнца и дождика
Чтобы спелыми,
ждать,
вкусными стать.
Весёлые инструменты
—
Барабан стучит.
Имитируют удары в барабан.
Бомбомбом
—
—
Тилилинь
—
Скрипка с ним говорит.
«Водят смычком».
—
Загудели трубы.
Туруру
—
Руку отводят ото рта и назад, пальцы в мягком кулачке.
Сольфасоль —
Больше дуть не
будем.
То же, но другой рукой.
—
Диньдиньдинь
—
Колокольчик пропел.
—
Спеть я песню свою не успел!
Руки вверху, плавно покачивают ими.
Тут взмахнул дирижёр,
в
и
оркестре
Инструменты запели всевместе.
Дирижируют.
Весёлые ноты
Доремифасольляси, —
Выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх.
Ты у музыки спроси:
«Спускаются с лестницы» сверху вниз.
— Почему всего семь
нот,
Вальс звучит или
фокстрот? Дододо —
звучит так низко.
Потопывают ногами.
Сисиси — пищит, как мышка.
Руки вверх, мягко соединяют пальцы рук.
Ляляля, как колокольчик
Покачивают головой.
Ми — на «мы» похожа очень,
Постукивают ладонью по груди
Соль — солёная на вкус.
«Посыпают соль» щепоткой рук.
Рере, словно длинный ус.
Руки вперёд, покачиваются вверхвниз.
Фафафафа, фафафа —
Попеременно делают хлопки впереди и сзади себя.
Мягко стелет, как софа.