Консультация «Использование на логоритмических занятиях упражнений без музыкального сопровождения»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Большой интерес для логопеда и воспитателя логопедической группы, не владеющих музыкальным инструментом, представляют речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физкультминутки. Стихотворный материал должен иметь:
Иконка файла материала Речевые упражнения без муз. сопровождения.doc
Консультация «Использование на логоритмических занятиях упражнений без музыкального сопровождения» Большой интерес для логопеда и воспитателя логопедической группы, не владеющих музыкальным инструментом, представляют  речевые   упражнения без  музыкального сопровождения. Такие  упражнения в стихотворном вари­ анте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физкультминутки. Стихотворный материал должен иметь: —  разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР;  для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.; —   опредёленный   динамичный  размер,   чтобы   можно   было   соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи; —  среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение; —   насыщенность   глагольной  лексикой,   чтобы   проиллюстрировать движения; —   сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и показать логическую связь между текстом и движением; —   при   подборе   стихотворений  нужно   учитывать   возраст,   речевые  и двигательные возможности детей. Не все речевые упражнения  можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи.  Иногда это приводит к расстройству дыхания. Поэтому лучше  разделить  детей на две группы:  одна  выполняет  движения, другая произносит текст. Грамотно   использовать   практический   материал   поможет   знание  теории логоритмики,   учёт   принципов   использования   данного   метода   коррекции речевой патологии, особенностей его применения для детей с разными видами речевых нарушений.Упражнения Все упражнения выполняются ритмично. Ветер Ветерок листвой шуршит: Шу­шу­шу, шу­шу­шу. Дети потирают ладонь о ладонь. В трубах громко он гудит: У­у­у, у­у­у. Хлопают над головой руками. Поднимает пыль столбом —  Бом­бом­бом,   бом­ бом­бом. Топают ногами. Дует   он   везде,   кругом —  Гом­гом­гом,   гом­ гом­гом. Переступают, повернувшись вокруг себя. Может   вызвать   бурю   он —  Страх­страх,   страх­ страх. Руки в стороны, делают вращательные движения. Не   удержится   и   слон — Ах­ах, ах­ах. Покачивают головой.  Дождик Майский вдруг закапал дождь — Кап­кап­кап­кап.Щёлкают пальцами рук И   по   лужам   ты идёшь  Так­так­так­ так. Притопывают. Ветер   шелестит   листвой — Ш­ш­ш­ш. Потирают ладонь о ладонь. Спрятал кудри под травой — Тш­тш­тш­тш. Потирают ладонями о колени. Дождь   сильнее   застучал — Тук­тук­тук­тук. Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой. Скоро ливнем дождик  стал —  Тук­тук­тук­тук,   тук­ тук­тук­тук. Хлопают в ладоши. Лужи Шлёп­шлёп­шлёп — Иду по лужам. Постукивают ладонями о ноги. Хлюп­хлюп­хлюп   — Вода в ботинках. Потопывают ногами. Кап­кап­кап   — зонтик   Мне нужен.Щёлкают пальцами рук с движением сверху вниз. Оп­оп­оп   —   по Вода спинке. Похлопывают по предплечью, скрестив руки. Буль­буль­буль   — Упала шапка. Исполняют пружинку. Ой­ой­ой   — Кругом вода. Кружатся на месте. Да­да­да   —   так   жалко. Себя Одевайтесь   в   дождь всегда! Кивают головой. Котёнок­шалун Котёнок мамочку зовет: — Мяу­мяу, мяу­мяу. Соединяют одноименные пальцы обеих рук. Он не напился молока: — Мало­мало, мало­мало. Сжимают пальцы рук в замок, опуская и поднимая их. Покормит мама молочком: — Мур­мур­мур, мур­мур­мур. Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой. Свернётся маленьким клубком: — Ур­ур­ур, ур­ур­ур. Потирают кулачком о кулачок.с   клубочком Потом   поиграет:  Цап­цап­цап, цап­ цап­цап. Сжимают пальцы рук. нитку быстро И   размотает:  Ап­ап­ап,   ап­   ап­ап. Совершают круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга. Машина Би­би­би   — Гудит машина. Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой. Тук­тук­тук   — Мотор стучит. Хлопают в ладоши. «Едем,   едем,   едем, едем», — Он так громко говорит. Хлопают, потопывая ногами. Шины   трутся   о   дорогу. Шу­шу­шу   —  они шуршат. Хлопают, потирая ладони. Быстро крутятся колёса. Та­та­та   —  вперёд спешат. Хлопают, делая «вертушку» руками. ЧасыХодят часики — тик­так, И вот так, и вот так. Покачивают   руками,   согнутыми   в   локтях,   перед   собой   из   стороны   в сторону — руки­стрелки. Громко бьют часы кругом: — Бом­бом­бом, бом­бом­бом. Хлопают руками. Гирю оттянули вниз: — Скрип­скрип­скрип,            скрип­скрип­скрип. Похлопывают по телу сверху вниз. Вот так часовой сюрприз! Гиря вверх опять ползет, Чтобы завести завод. Похлопывают по телу снизу верх. Чтобы   стрелки   в   путь  Молоточки   есть пошли, внутри.      Тук­тук­тук — они стучат, Тук­тук­тук — все говорят. (Постукивают кулачком о кулачок). Завертелось   колесо. Вот другое в ход пошло. Скрип­скрип­скрип,   та­ ра­ра,   Закрутилось   до утра. «Заводит мотор» руками.  Весёлые человечкиЧеловечки   в   доме жили,  Меж   собой   они   Звали   их дружили. совсем чудно — Хи­хи, Ха­ха, Хо­хо­хо. Хлопают в ладоши. Удивлялись человечки: — Хо­хо­хо­хо­хо­хо­хо! Пожимают плечами. Им собака шла навстречу И   дышала   глубоко. Засмеялись человечки: —Хи­хи­хи­хи­хи­хи­хи. Исполняют «пружинку». Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи? Разобиделась   собака И ушами затрясла. Потряхивают головой. Человечки   же   хохочут: — Ха­ха­ха­ха­ха­ха­ха! Потопывают ногами. Пришла весна Улыбаются все люди — Весна, весна, весна! Хлопают, руками над головой. Она везде, она повсюду Красна, красна, красна.Делают повороты туловища. По   лугу,   лесу   и полянке  Идёт,   идёт, идёт. Ходят на месте. На   солнышке   скорей погреться зовёт.  Зовёт,   зовёт, Машут обеими руками к себе. И   в   ручейке   лесном задорно  Звенит,   звенит, звенит. Щёлкают пальцами рук. По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони. Разносит   запахи   повсюду Цветов, цветов, цветов. Из пальцев делают бутон, сжимая и разжимая пальцы. И   всё   живое   сразу слышит Весенний зов! Насекомые над лугом Жу­жу­жу,   —   жужжит пчела. — Я лечу издалека. Помахивают руками в стороны. Зу­зу­зу, — комар пищит. — Очень жарко, — он звенит. Выбрасывают указательные пальцы вперёд. Уф­уф­уф — как паровоз,Шмель   пыхтит,   пыльцу повёз, Притопывают ногами. Жук гудит: гу­жу, гу­жу, Я любого разбужу. Хлопают в ладоши. Птичка песенку поёт Птичка песенку поёт: — Тинь, тинь, тинь. Постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой. Хлопают. Скоро солнышко взойдёт. Тинь­тинь­тинь. Комары проснутся скоро — Тинь­тинь­тинь. Похлопывают по плечам скрещенными руками. Вот тогда наемся вволю — Тинь­тинь­тинь. Пощёлкивают пальцами. Деткам   мошек   принесу — Тинь­тинь­тинь. Руки   скрещивают   перед   собой,  расправляя   ладони,   помахивают «крыльями», В клювик наберу росу — Тинь­тинь­тинь. Открывают   и   закрывают  противоположно   поставленные  большие пальцы рук и сомкнутые остальные. Поучу   птенцов   летать — Тинь­тинь­тинь.Приседают, руки в стороны. Крылья смело расправлять — Тинь­тинь­тинь. Делают плавные движения руками. Заботливое солнышко Солнце   с   неба   посылает Лучик, лучик, лучик Скрещивают руки вверху. И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху. Летом  нежно  согревает Щёчки, щёчки, щёчки. Потирают щёки. А весной на носик ставит Точки, точки, точки. Постукивают пальцем по носу.   Золотят веснушки деток.  Очень   нравится им это! Надоедливые мухи Чай   душистый   пьём, пыхтим: — Уф­уф­уф, уф­ уф­уф. Потирают горизонтально ладонь о ладонь. Отгоняем   веткой   мух, Мух­мух­мух,   мух­мух­ мух.Помахивают рукой. А они в варенье сели, Ели­ели, ели­ели. Постукивают пальцем о ладонь. Так   нам   мухи надоели!  Мы   варенье быстро съели. Облака — — Жур­жур­жур, — журчит река, Я теку издалека. Наклоняются вперёд, плавно покачивая руками. Мимо­мимо­мимо­мимо, Проплывают облака. Покачивают руками вверху. —  Вы   куда?   —   кричит   река.   снова   приплывёте? Облака: «Туда, туда, туда». Покачивают ноги вперёд­назад. —  Может, А они: «Когда? Когда? Пожимают плечами. Гонит   ветер   нас   лихой. Только   снится   нам покой». Колокольчик — Колокольчик звенит.  Дон­дон­дон, Покачивают головой из стороны в сторону. —  Ля­ля­ля, Что­то он говорит.     — —(Исполняют «пружинку»). —  Динь­динь­динь,   — Наклоняет головку. Покачивают головой вперёд. — Растрепал всю причёску.  Бом­бом­бом,   — Хлопают ладонями по волосам. Дзынь­дзынь­дзынь, — Солнцу он улыбнулся. Поднимают руки вверх, хлопают. — Наконец­то проснулся.  Дили­дон,   — Стучат пальцами одной руки о пальцы другой. Маленькие ножки Топ­топ­топ — Медленно   топают ножки. Потопывают ногами. Топ­топ­топ­топ — Все быстрее идут по дорожке. Хлопают руками. Топ­топ­топ­топ, топ­топ­топ — Очень быстро идут. Хлопают ладонями о бедро. Топ­топ­топ­топ­топ­топ­топ­ топ­топ­топ — А теперь они бегут. Указательным   и   средним  пальцами одной руки постукивают   по   ладонивторой. Ох­ох­ох!   Устали   ножки Быстро   бегать дорожке.   по Исполняют пружинку. Мышка и кошка —   Пи­пи­пи,   — Пищала мышка. Щёлкают пальцами рук. Мне так страшно, трепещу — Щу­щу­щу, щу­щу­щу, Постукивают по плечам скрещенными руками. Норку   я   свою   ищу. Щу­щу,   щу­щу,   щу­щу­ щу. Потопывают ногами. Кошка притворилась доброй. — Мур­мур­мур, — она поёт. Поглаживают руки. —  Нет­нет­нет   —   пищит   мышонок. К кошке в лапы не пойдёт. Покачивают головой. Весёлый ручеёк Ручеёк в лесу бежал зайчонка И   повстречал. Постукивают ладонями по ногам. Тра­та­та,   тра­та­та   —Лапками   по   пню   стучал. Ручеёк зайчонку вторит:  Дзынь­дзынь­дзынь, — дзынь­дзынь­дзынь. «Выбрасывают»  пальцы из сжатого кулака. Колокольчик их услышал: Динь­динь­динь, динь­динь­динь. Покачивают головой. Белочка   спустилась   с  И   орешками   — ветки   хрум­хрум. Щёлкают пальцами. Тук­тук­тук   —   с   берёзы дятел. Ах, какой поднялся шум! Постукивают кулачок о кулачок. Непослушная неваляшка Кукла­неваляшка встала,      не лежит. Сильно   раскачалась,   весело звенит.  Дили­дили­дили­дон  — Раздается всюду звон. Покачиваются. Кач­кач­кач­кач,   кач­кач­кач —   Слышен   Лены   громкий плач. Покачивают «куклу» на руках. Неваляшка   всё   неспит,  Не   ложится,  не сидит. Делают наклоны туловища вперед. Бом­бом­бом­бом,   бом­бом­бом —  Закрутилась   вдруг   волчком.   перестала Лена   плакать И сама качаться стала. Хлопают в ладоши. Друзья помогли От друзей муравьишка отстал — Ой­ой­ой­ой, ой­ой­ой. Ладони к щекам, покачивают головой.   тонкую   Ножку он поломал,   Ай­ай­ай­ай,   ай­ ай­ай. Сгибают и разгибают ноги. Травкой   быстро   её обмотал,     В муравейник скорей побежал. Бегут на месте. Ну,   а   солнце   за   лес   уж зашло.  Ох­ох­ох­ох, ох­ох­ ох! Исполняют «пружинку». Стало   сразу   так   страшно, темно, Ах­ах­ах­ах, ах­ах­ах! Закрывают глаза ладонями. Хорошо,   что   друзьяМуравьишку помогли, домой принесли. Мо­лод­цы! Хлопают в ладоши. Весенняя берёзка Берёзка в белом сарафане Весною водит хоровод, Дробными, ритмичными шагами делают повороты в стороны. Звенит   серёжками   так нежно И птичек в гости всё зовёт. Взмахивают руками к себе. Раскроет свои руки­ветки,  Разводят руки в стороны. Опустит ветки­пальцы вниз,  Сводят руки к центру вниз. Подставит солнышку листочки,  Покачивают руками вверху.  Чтоб лучик на ветвях повис. Тополиные пушинки Тополиные   пушинки   как   пух. Лёгкие, Разлетаются   повсюду, Словно туча мух. Скрещивают руки наверху. Пух­пух­пух, пух­пух­пух —  Щёлкают пальцами рук.Мухи   белые   на крыше,  В   парке,   на траве, Загибают на каждую фразу пальцы левой руки начиная с мизинца. На   дорогах,   тротуарах, В   окнах   на   стекле Пух­пух­пух, пух —   пух­пух­ Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально. Лезут в нос они и в глазки. Хочется чихнуть. И бегут они, как в сказке. Пошевеливают всеми пальцами рук. Пух­пух­пух, пух­пух­пух —  Делают легкие прыжки. Только   дождик   им преграда,   И   дождю   они не рады. Яблоневый цвет Невесомы, прекрасны, легки   с   цветков Облетают лепестки. Делают плавные движения руками   сверху   вниз   с   акцентом   на  каждое слово. И   под   яблоней   нежный ковёр, На траве нарисован узор. Совершают круговые движения в воздухе указательными пальцами рук.Нежный   цвет   разметали дожди,  Завязались   на  ветках плоды. Соединяют пальцы обеих рук с округлой формой. Будут   солнца   и   дождика  Чтобы   спелыми, ждать, вкусными стать. Весёлые инструменты — Барабан стучит. Имитируют удары в барабан.  Бом­бом­бом   — —  Ти­ли­линь   — Скрипка с ним говорит. «Водят смычком». — Загудели трубы.  Ту­ру­ру   — Руку отводят ото рта и назад, пальцы в мягком кулачке. Соль­фа­соль   — Больше   дуть   не будем. То же, но другой рукой. — Динь­динь­динь   — Колокольчик пропел. — Спеть я песню свою не успел! Руки вверху, плавно покачивают ими. Тут взмахнул дирижёр, в     и оркестре Инструменты   запели   всевместе. Дирижируют. Весёлые ноты До­ре­ми­фа­соль­ля­си, — Выстраивают  «лестницу» рукой снизу вверх. Ты у музыки спроси: «Спускаются с лестницы» сверху вниз. —   Почему   всего   семь нот,  Вальс   звучит   или фокстрот?  До­до­до   — звучит так низко. Потопывают ногами.  Си­си­си — пищит, как мышка. Руки вверх, мягко соединяют пальцы рук. Ля­ля­ля, как колокольчик  Покачивают головой.  Ми — на «мы» по­хо­жа очень,  Постукивают ладонью по груди Соль — со­лё­ная на вкус. «Посыпают соль» щепоткой рук. Ре­ре, словно длинный ус. Руки вперёд, покачиваются вверх­вниз. Фа­фа­фа­фа, фа­фа­фа — Попеременно делают хлопки впереди и сзади себя. Мягко стелет, как софа.