Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"
Оценка 5

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа +1
Детсад
14.06.2019
Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"
Консультация предназначена для родителей детей дошкольного возраста. Ей могут воспользоваться в своей практике воспитатель, педагог-психолог, методист, старший воспитатель. Дети, которые еще вчера послушно и даже радостно одевались, подражая родителям, кушали практически всё, что дают, спокойно засыпали после всех обычных ритуалов, – сегодня начинают спорить по любому поводу.
Как построить отношения с ребенком 2-4 лет.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 ГОРОДА ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТАЦИЯ Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет Подготовила: педагог­психолог Сатанова М.В. Отечественные психологи называют этот период "кризис трех лет". Любые кризисные   этапы   приводят   к   формированию   важных   новообразований.   В данном случае это ощущение ребенком своей самостоятельности. Он начинает воспринимать   себя   отдельной   личностью   –   такой   же,   как   "эти   большие взрослые   вокруг",   и   активно   проверять,   где   заканчиваются   границы   его возможностей,   на   что   он   может   влиять.   Сталкиваясь   с   ограничениями   в исполнении своих желаний, он приходит в ярость. И это не расстройство, связанное   с   невозможностью   реализовать   импульс,   характерное   для предыдущего возрастного этапа. Это злость на то, что все идет не так, как он хочет.  Основные задачи этого периода: 1. Формирование волевых качеств, умения добиваться своего, настаивать  на собственном решении, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и  желания. Проявление своей силы в эмоциях в действиях. 2. Исследование   своих   возможностей   в   противостоянии   взрослым, изучение того, "что такое хорошо и что такое плохо". Исследование "границ": когда взрослые непреклонны в своем решении, а когда можно настоять на своем. 3. Осознание того, что такое злость, как можно ее адекватно выражать.  Дети,  которые   еще   вчера   послушно   и  даже   радостно   одевались,  подражая родителям, кушали практически всё, что дают, спокойно засыпали после всех обычных ритуалов, – сегодня начинают спорить по любому поводу. "Шапка не такая", "корми меня с ложки", "я не буду спать в своей кровати – только в вашей!" – и никакие доводы разума на них не действуют. А если взрослые настаивают на своем развитии событий – в ход идет "тяжелая артиллерия". Ребенок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем – драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку. И надо сказать, что часто таким   образом   добивается   своего.   Некоторые   взрослые,   не   выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде на то, что чадо хотя бы утихнет. И спокойствие действительно восстанавливается, но только до следующего эпизода расхождения мнений. И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Одни считают, что "пороть таких надо", потому что "совсем на шею сели", другие настаивают на гуманизме, дабы не задавить личность. А "личность", продолжает проверять всех на стойкость, при этом грустит и нервничает, т. к. догадывается, что ведет себя как то не так, но ничего с собой поделать не может.  Как же помочь себе и ребенку в этот непростой период жизни?  Во­первых, прежде всего, нужно понимать, что злость, охватывающая детей, – абсолютно "законное" чувство. Она (а также грусть, радость, страх,  удивление) досталась нам от животных. И все взрослые тоже испытывают это  чувство, только умеют его распознавать и сдерживать или проявлять  адекватным способом. У детей же этих механизмов еще нет. Они как раз  вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.  Внимание: алгоритм действий взрослых такой:   подождать, когда ребенок успокоится. Бесполезно что­либо говорить,  пока он охвачен эмоцией. Он не слышит слов взрослых;   после того как он успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: "Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)";   провести причинно­следственную связь: "Когда мама не дает то, что хочется,  –  это   очень   злит".   Нам   очевидно,  что   ребенок   рассердился оттого, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто все выглядит так, будто его охватила некая сила, и он стал плохим. Особенно если, вместо объяснения причины его злости, ему говорят, к примеру: "Фу, какой плохой ребенок";   предложить, как можно в следующий раз выразить злость приемлемым способом, например: "Давай ты в следующий раз не будешь кидать в маму ложкой, а скажешь: "Я злюсь на тебя!". Можешь также стукнуть кулаком по столу. Давай порепетируем". Варианты проявления злости в каждой семье свои. В дошкольном учреждении имеет смысл предложить выражать злость словами. Можно завести специальное "место злости" – им может стать, например, стул: на него садятся, чтобы успокоиться. Или ребенка отводит в это место воспитатель. Важно сделать акцент на том, что это не наказание, и объяснить, что пока человек злится, с ним невозможно общаться, поэтому нужно успокоиться. Желательно в это место положить бумагу и карандаши – тогда ребенок может выразить свое состояние в рисунке.  Во­вторых,   важно,   чтобы   ребенок   чувствовал   "границы".   Дети,   у   которых взрослые   постоянно   идут   на   поводу,   начинают   ощущать,   что   это   они управляют миром, и становятся очень тревожными. Потому что им все время приходится быть в напряжении, удерживая власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. Да  и попадая в  социум,  эти  домашние  тираны  оказываются  не слишком успешными, т. к. привыкли к тому, что все вертится вокруг них. Они с   трудом   устанавливают   контакт   со   сверстниками   и   требуют   постоянного внимания педагога. Воспитателю в данном случае приходится делать то, что должны были сделать родители – задать рамки и правила общения.  Другая   крайность   –   жесткое   подавление   любых   агрессивных   проявлений ребенка. Концепция родителей в этом случае проста: ребенок должен быть хорошим   всегда   и   слушаться   по   первому   требованию.   Результат   такого подхода проявляется в двух вариантах:  1. Дома ребенок шелковый, но в детском саду – неуправляемый и  агрессивный.  2. Ребенок   старается   соответствовать   высоким   требованиям,   но периодически срывается. Постепенно он начинает во всем винить себя и часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе. Злость на   родителей   остается,   но   способов   выражения   ее   нет,   и   тогда   она приходит   в   виде   монстра,   который   часто   делает   что­то   нехорошее взрослым, а потом гоняется за ребенком.  Истина   –   посередине.   Если   взрослый   понимает,   что   эти   трудности соответствуют   возрастному   этапу   развития   ребенка,   то   он   сохраняет относительное спокойствие, но при этом все­таки настаивает на своем. Так он показывает ребенку твердые "границы", но выстраивает их мягким способом.  Совет:  Можно действовать по алгоритму, приведенному в книге Джона Грея "Дети с  небес":  1. Взрослый четко формулирует, что хочет от ребенка, например: "Я хочу, чтобы   ты   собрала   игрушки   и   пошла   в   ванну".   Часто   взрослые формулируют   свои   послания   невнятно:   "А   может   пора   спать?", "Смотри, уже темно". Таким образом, перекладывают ответственность за решение на ребенка. Результат предсказуем. Иногда даже простого четкого   озвучивания   наших   требований   достаточно.   Если   нет   – переходим к следующему пункту.  2. Озвучиваем   предполагаемые   чувства   ребенка   и   проводим   причинно­ следственные   связи:   "Видимо,   игра   тебе   очень   нравится,   и   ты расстраиваешься, когда надо все заканчивать". Когда мы делаем так, ребенок ощущает, что мы его понимаем и иногда уже этого достаточно для   изменения   его   поведения.   Если   нет   –   переходим   к   следующему пункту.  3. Торги: "Если ты сейчас пойдешь в ванну, то сможешь поиграть там в пиратский   корабль   (то   я   прочитаю   тебе   книгу   подольше   и   т.   д.)". Обещается   то,   что   ребенок   любит   делать,   но   не   покупка   игрушек, деньги и сладкое. Мы часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает   ребенку   отвлечься   от   процесса,   в   который   он   погружен,   и вспомнить, что есть и другие приятные вещи. Если дело было только в этом,   то   ребенок   радостно   шлепает   в   ванную.   Но   если   все   это   – сопротивление, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись. 4. Усиление   интонации.   Произносится   та   же   фраза,   но   более   грозным тоном.   Часто   мы   начинаем   именно   с   этого   пункта.   И   тогда   все превращается   просто  в  подавление. И  у  ребенка  так  и  не  возникнет ощущения, что его понимают. Первые три пункта очень важны. 5. Если и после усиления интонации  ребенок продолжает буянить – то объявляется тайм­аут. Важно понимать, что это не наказание. Эта пауза – для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. И в то же время это обозначение "границ". Ребенок имеет право на свое мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Перерыв объявляется   на   столько   минут,   сколько   лет   ребенку.   Все   это   так   и объясняется:   "Я   вижу,   мы   не   можем   договориться,   поэтому объявляется перерыв на 3 (4 и т. д.) минуты. Нам надо успокоиться. И тебе, и мне".  В   домашних   условиях   ребенок   выводится   в   безопасное   пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). В детском саду – в "место злости" или   на   стульчик,   рядом   с   которым   лежит   бумага   с   карандашами.   Дверь закрывается – еще одно обозначение "границы" – и удерживается взрослым, который остается с другой стороны и спокойно говорит, сколько времени осталось.   Важно,   чтобы   ребенок   выразил   злость,   поэтому   нужно   быть морально готовым к тому, что по ту сторону может начать твориться все, что угодно.  В этот  момент  не  стоит  вступать  с ребенком  в диалог,  иначе   все только затянется. Но благодаря тому, что взрослый находится за дверью и спокойно обозначает, сколько минут осталось, – ребенок понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время заканчивается, нужно открыть дверь и… начать с пункта 1. В особо сложных случаях следует сделать несколько тайм­ аутов подряд. В условиях детского сада можно просто оставлять ребенка в "месте злости"  ("месте успокоения") и возвращать его туда, если он выбегает.  Внимание:  чем понятнее ребенку правила, по которым он живет, тем больше у него  простора для творчества и развития.  Постепенно благодаря усилиям родителей и воспитателей ребенок начинает лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается.   Также   он   осваивает   способы   адекватного   выражения   своих переживаний:   к   четырем   годам   –   не   только   через   тело,   но   и   с   помощью рисунка, проговаривания, ролевой игры.  Внимание:  если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребенка, то на всю оставшуюся жизнь у него формируется способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам окружающих.

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"

Консультация "Как построить отношения с ребенком 2,5–4 лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2019