Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется чёткой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФНР, ОНР). Даже у детей с ФФНР наблюдаются некоторые отставания в лексико-грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико-грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования не был выбран принцип поне¬дельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ.
Коррекционная работа
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп
определяется чёткой организацией их пребывания в ДОУ, правильным
распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе
логопеда и воспитателя. Нередко в одной речевой группе оказываются
дети с разными логопедическими заключениями (ФФНР, ОНР). Даже у
детей с ФФНР наблюдаются некоторые отставания в лексико
грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но
стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами
словообразования,
лексикограмматическое
недоразвитие. В связи с этим в системе планирования не был выбран
словоизменения,
принцип понедельного изучения лексических тем,
которого
придерживаются все специалисты ДОУ. Поэтому работа над лексикой,
развитием речи остается за воспитателем, а задания по по
формированию лексикограмматических категорий
берет на себя
логопед. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг
друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки
приемов и методов проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многом предшествует
логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и
мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например,
если запланирована тема «Семья», то воспитатель проводит
познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме,
дидактические, настольные, сюжетноролевые, подвижные игры, беседы,
наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной
литературы по данной тематике.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной
индивидуализации взаимодействия с детьми, имеющими недостатки вречевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе
внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и
потребностями развития.
Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционноречевых
задач могут быть решены:
в ходе специально организованного обучения детей в форме
занятий;
в совместной деятельности взрослого с детьми;
в свободной самостоятельной деятельности.
Занятия обеспечивают широкие возможности для речевого развития
детей:
активизация и обогащение словаря;
отработка правильных грамматических конструкций;
воспитание навыков связной речи;
совершенствование слухового внимания и фонематического
восприятия.
В задачу воспитателя также входит закрепление результатов,
он полностью
достигнутых на логопедических занятиях. Здесь
руководствуется методическими указаниями логопеда, которые
фиксируются в тетради взаимодействия воспитателя и логопеда по
каждому ребёнку в отдельности и всей группе в целом.Рекомендации воспитателям
при подготовке к логопедическому занятию.
1. Учитывается структура нарушения.
2. Осуществляется индивидуальный подход на фоне
коллективной деятельности.
3. Закрепляются знания, умения и навыки,
приобретённые на занятии.
4. Всестороннее развивается личность дошкольника.Рекомендации воспитателям
при подготовке к логопедическому занятию.
активизировать и обогащать словарь;
отработка правильных
грамматических
конструкций;
воспитание навыков связной речи; совершенствование слухового внимания
и фонематического восприятия.