Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
И. М. Сеченов писал, что «... всякое ощущение по природе смешанное... К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Логопедическая ритмика
для развития речи дошкольников
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность
слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного
произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из
сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть
координированы в работе.
И. М. Сеченов писал, что «... всякое ощущение по природе смешанное... К нему
обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по
сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и
артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи,
и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервнопсихических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой
речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является
родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Целью является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной
сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства
ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения
определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков,
физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных
формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухозрительнодвигательной координации;
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма
активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация
человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костномышечный
аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия,
правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка,
тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит
при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно
пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц,
способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью
стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания,
развиваются речевой слух, речевая память.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкальнодвигательные и
коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть
разнообразными, с преобладанием одного из них.
На
занятиях
принципы –
последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается
ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков,
обогащается словарь детей.
соблюдаются основные
педагогические
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого
дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры,
формированию фонематической системы, развитию темпоритмических и мелодико
интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь,
координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на
формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи.
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться
от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов
дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и
преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность,
нечеткость звукопроизношения, заикание.
Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных
этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во
время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической
культуре.
Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование
речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает
движения руками, ногами, ладошками:
Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог
отхлопывая ладошками:
УРОНИЛИМИШКУНА ПОЛ
ОТОРВАЛИМИШКЕЛАПУ...
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ.НАПРАСНОМЫРЕШИЛИ
ПРОКАТИТЬКОТАВМАШИНЕ...
Или плавно дирижирует одной или двумя руками:
ИДЕТБЫЧОК,КАЧАЕТСЯ
ВЗДЫХАЕТНАХОДУ...
Занятия и упражнения
РОБОТ
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие
движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
УТРО
Утром встанет солнышко,
Возьму в руки ведрышко,
Побегу я в огород,
Там морковочка растет,
Соберу я ловко сочную морковку.
Угощу Маринку – кушай витаминки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ОБЛАКА
По небу облака плывут,
Вот козочка, вот с щупальцами спрут,
А вот кудрявая овечка...
Все отразились в быстрой речке.
И тишину не нарушая,
Плывут вперед, забот не зная,
Спрут, козочка, овечка, слон,
Похожие на летний сон.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в
оркестре.
ШОССЕ
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шш
Огоньки и там и тут,
В дальний путь они зовут.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
ИГРУШКИ
Подарили мне игрушки,
Мишку, зайку и Петрушку,
Посажу друзей я в холле
И начну готовить к школе.
Дам мозаику я зайке,
А Петрушке – балалайку,
Почитаю мишке книжку.
В первый класс идут детишки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.