Консультация "Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И. М. Сеченов писал, что «... всякое ощущение по природе смешанное... К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Иконка файла материала Доклад Логоритмика, doc.doc
Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников  Речь   –   такой   вид   деятельности,   для   которого   необходима   сформированность слуховых   и   зрительных   функций,   а   также   двигательных   навыков.   Для   правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного   комплекса   движений,   при   этом   артикуляция,   голос   и   дыхание   должны   быть координированы в работе.  И.  М.  Сеченов  писал,  что  «...  всякое  ощущение  по  природе   смешанное...  К  нему обязательно   примешивается   мышечное   ощущение,   которое   является   более   сильным   по сравнению с другими». Взаимосвязь   между   развитием   речи   и   формированием   общей,   мелкой   и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно­психических процессов у детей. Одной   из   важнейших   характеристик   речи   является   ее   темп   и   ритм.   Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Целью  является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Основными задачами логоритмического воздействия являются: развитие слухового внимания и фонематического слуха; развитие   музыкального,   звукового,   тембрового,   динамического   слуха,   чувства ритма, певческого диапазона голоса; развитие   общей   и   тонкой   моторики,   кинестетических   ощущений,   мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; развитие   речевой   моторики   для   формирования   артикуляционной   базы   звуков, физиологического и фонационного дыхания; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; формирование, развитие и коррекция слухо­зрительно­двигательной координации; Логоритмика  –   это   система   двигательных   упражнений,   в   которых   различные движения   сочетаются   с   произнесением   специального   речевого   материала.   Это   форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции   неречевых   и   речевых   психических   функций   и   в   конечном   итоге   адаптация человека   к   условиям   внешней   и   внутренней   среды.   Укрепляется   костно­мышечный аппарат,   развивается   дыхание,   моторные,   сенсорные   функции,   чувство   равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при   участии   речи.   Речь   является   одним   из   основных   элементов   в   двигательно­ пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью        стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.  Логоритмические занятия  – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения   и   включают   в   себя   пальчиковые,   речевые,   музыкально­двигательные   и коммуникативные   игры.   Взаимоотношения   указанных   компонентов   могут   быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На     занятиях   принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая   структура   слова,   и   четкое   произношение   доступных   по   возрасту   звуков, обогащается словарь детей. соблюдаются основные   педагогические Логоритмические   упражнения   способствуют   развитию   темпа   и   ритма   речевого дыхания,   развитию   артикуляционной   моторики,   укреплению   мимической   мускулатуры, формированию   фонематической   системы,   развитию   темпо­ритмических   и   мелодико­ интонационных   характеристик   речи,   развитию   умения   сочетать   движения   и   речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая   ритмика   предполагает   коррекцию   координации   движений   и   речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от   эмоциональной   и   двигательной   зажатости,   способствует   координации   процессов дыхания,   голосоведения,   артикуляции,   регулированию   ритма   речи,   профилактике   и преодолению   таких   речевых   расстройств,   как   нарушение   темпа   речи,   смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Педагоги,   воспитатели   могут   проводить   логоритмические   упражнения   на   разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время   утренней   гимнастики,   на   музыкальных   занятиях,   на   занятиях   по   физической культуре. Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками: Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У­РО­НИ­ЛИ­МИ­ШКУ­НА ПОЛ О­ТОР­ВА­ЛИ­МИ­ШКЕ­ЛА­ПУ... Или шагает на месте, скандируя: НЕТ.­НА­ПРА­СНО­МЫ­РЕ­ШИ­ЛИ ПРО­КА­ТИТЬ­КО­ТА­ВМА­ШИ­НЕ... Или плавно дирижирует одной или двумя руками: И­ДЕТ­БЫ­ЧОК,­КА­ЧА­ЕТ­СЯ ВЗДЫ­ХА­ЕТ­НА­ХО­ДУ... Занятия и упражнения РОБОТ Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать,Раз, два, три, четыре, пять. Дети   сгибают   руки   в   локтях,   совершают   поочередно   действия,   имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку – кушай витаминки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой. ОБЛАКА По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка... Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон.           Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ШОССЕ По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шш Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. ИГРУШКИ Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке – балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.