Консультация "Модели инвалидности"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как безликая социальная группа, нуждающаяся только в заботе, социальной помощи и милосердии. Все более отчетливо прослеживается тенденция интерпретировать инвалидность в свете парадигмы "личность человека, имеющего инвалидность - общество".
Иконка файла материала Модели инвалидности.doc
Модели инвалидности Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно  изменяет   отношение   общества   к   проблеме   инвалидности. Общество   начинает   приобретать   более   широкое   понимание   проблемы инвалидности   как   социального   явления.   Люди,   имеющие   инвалидность,   все реже и реже рассматриваются как безликая социальная группа, нуждающаяся только   в   заботе,   социальной   помощи   и   милосердии.   Все   более   отчетливо прослеживается тенденция интерпретировать инвалидность в свете парадигмы "личность   человека,   имеющего   инвалидность   ­   общество".   Если   ранее социальная политика, затрагивающая интересы людей, имеющих инвалидность, рассматривала   их  как   людей,   имеющих,   прежде   всего   психологические, физиологические   или   анатомические   дефекты,   приводящие   к   утрате   им трудоспособности (это наиболее ярко отражается на делении общества, на "инвалидов"  и "здоровых" ­ такое  противопоставление  встречается даже в официальных   публикациях   и   очень   широко   в   прессе;   достаточно распространенным является следующее бытовое определение людей, имеющих инвалидность:   "инвалиды",   "люди   с   отклонениями   в   развитии",   "лежачие", "колясочники",  "шейники",   "спинальники"   и   т.д.),   то   теперь   все   большее распространение получает отношение к людям, имеющим инвалидность, как к полноправным   членам   общества,   имеющим   потенциальные   способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы обществом в его прогрессивном   развитии.   Демократизация   затрагивает  все   аспекты   жизни общества и приводит к качественным изменениям не только в экономической и   социально­политической   жизни   общества,   но   и   существенным   образом изменяет общественное сознание. Получая большею степень свободы выбора, самоутверждения   и   самоопределения,   человек   начинает   все   яснее ассоциировать себя с окружающей средой, в которой он живет, и приобретаетнавыки   ценностной   ориентации,   инициативу,   стремление   к   творческой активности с целью улучшения качества жизни. Динамика процесса развития каждого отдельного члена общества «человек­индивидуум­личность» имеет большое   положительное   значение   для   общества   в   целом,   так   как  она становится   сильнее   и   богаче,   что   позволяет   ему   в   более   полной   мере удовлетворять   нужды   и   потребности   каждого   его   члена.   Процесс социализации личности вовлекает и людей, имеющих инвалидность. Изменение общественного   сознания,   с   одной   стороны,   и   качественное   прогрессивное изменение самосознания людей, имеющих инвалидность, а вслед за этим и возрастание   их   социальной   активности,   с   другой   стороны,   обуславливает более активное участие людей, имеющих инвалидность, в принятии  решений относительно социальных проблем и социальной политики, имеющей самое непосредственное отношение к ним. Общественное движение людей, имеющих инвалидность,   расширяется.   В   настоящее   время   оно   представляет   собой мощное   объединение   организаций,   осуществляющих   разнообразные   задачи, возникшее   на   основе   общности   главной   цели:   добиться   того,  чтобы   люди, имеющие   инвалидность,   имели   равные   права   и   равные   возможности   для активного участия во всех аспектах жизни общества. Выдвижение равенства прав и возможностей в качестве приоритета в социальной политике со стороны самих людей, имеющих инвалидность, и активная практическая деятельность общественных   объединений,   занимающихся   проблемами   инвалидности, поставили   перед   представителями   государственных   структур,   решающих   реабилитологами, социальные   проблемы, социологами   и   социальными   работниками   и   др.),   учеными   новые   вопросы,   профессионалами   (врачами, касающиеся не только медицинских и социальных, но и гуманистических и философских   аспектов   проблемы   инвалидности.  Начавшееся   в   1962   году политическое движение за независимую жизнь людей разбудило общество. В стремлении людей, имеющих инвалидность, получить равные права и  равные возможности   на   свободу   выбора,   самоопределение,   быть   хозяевами   своихжизненных   обстоятельств,   чаяний,   общество   усмотрело   стремление   к   улучшение   жизненных   условий   через самоутверждению  личности, творческую, созидательную активность. Изменялось традиционное отношение к проблеме инвалидности только как к медицинской проблеме. Поиски новых, более   полных   интерпретаций   инвалидности,  более   эффективных   форм   и методов   решения   их   социальных   проблем,   привело   к   попыткам   создания научных   методологий,   описывающих   диалектику   развития   социальной политики в тесной связи с развитием общества в целом. Описание моделей инвалидности впервые сделано человеком, имеющим инвалидность (Денсон, Кэрол,   "Независимая   жизнь:   проблемы   общественного   сознания",   Журнал "Американская   реабилитация",   апрель­май   1989).   Исследование   моделей инвалидности и степени воздействия той или иной модели на официальную социальную   политику   получило   дальнейшее   развитие   в   Канаде   и   странах Западной   Европы   (Ратска,   Адольф,   Пути   достижения   равенства,   Сборник трудов по аспектам независимой жизни, Издание Международного комитета независимой   жизни,  Стокгольм,  апрель   1990;   Мунро,  К.  и   Элдер­Вудворд, Дж.,   Независимая   жизнь,   Лондон,   Черчхил   Ливинсгстоун,   1992).   Вместе   с развитием российского движения за независимую жизнь появляются попытки классифицировать   существующие   подходы   к   пониманию   инвалидности   Теоретико­ (Астапов   М.В.,   Лебединская   О.И.,   Шапиро   Б.Ю. методологические   аспекты   подготовки   специалистов   социально­ педагогической   сферы   для   работы   с   детьми,   имеющими   отклонения   в развитии, Москва 1995). Наиболее полное описание моделей инвалидности мы находим   в   программе   Центра   независимой   жизни   для   детей,   имеющих ограниченные   физические   и/или   умственные   возможности,   разработанной Московским   городским   клубом   инвалидов   "Контакты­1"   (Москва,   1991). Выделено четыре модели. Медицинская   модель.  Медицинская   модель   рассматривает  психологический,   дефект инвалидность   как   недуг,   заболевание,(хронический   или   временный). физиологический, Медицинский   подход   оценивает   инвалидность   человека,   исходя   из   степени   анатомический   потери им трудоспособности. Врачебно­трудовая экспертиза присваивает ему   группу  инвалидности.   Традиционно   понятия   "инвалидность"   и "нетрудоспособность"   используются   как   почти   равнозначные   и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид"  подтверждает это, так как в   неполноценный, переводе   с   английского   "инвалид"   ­   "больной, нетрудоспособный"   (   от   лат.   "бесполезный").   Основным   методом   решения (программы проблем   инвалидности   является   реабилитационный   реабилитационных   центров   включают   на   ряду   с   лечебными   процедурами сеансы и курсы трудовой терапии). Социальная   модель.  Инвалидность   рассматривается   в   терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень   мобильности).   Социальная   модель   предлагает   решение   проблем, связанных   с   инвалидностью,   через   создание   системы   социальных   служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется   патерналистическим   подходом   к   проблемам   человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей,   предлагают   клиентам   ограниченный   перечень   услуг,   как­то:   доставку продуктов   на   дом,   транспортные   услуги   на   машине   до   поликлиники   или больницы,   уборка   квартир   и  т.п.  Специализированные   учебные   заведения также   являются   отражением   социальной   модели:   образовательная   служба "подтягивает"   детей   к   себе,   не   имея   возможности   предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся. Политико­правовая   модель.  Широко   используется   общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные  американского положения   политического   движения   заимствованы   издвижения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и   свободы   которых   ущемляются   дискриминирующим   законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех   аспектах   жизни   общества,   к   информации   и   средствам   коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека,   имеющего   инвалидность,   на   участие  во  всех   аспектах   жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию   положений   и   правил   во   всех   сферах   жизнедеятельности человека   и   обеспечены   равными   возможностями,   создаваемыми   социальной структурой. Культурный плюрализм.  Модель идеалистическая. Она включается в   программу   всех   общественных   инвалидных   движений,   основанных   на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства   человечество   всегда   ориентировалось   на   высокие   идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном,   высокоорганизованном   мире,   в   котором   гармонично   будут сочетаться   общие   интересы   и   интересы   каждой   отдельной   личности.   Все различия (цвет  кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности   и   таланты   и  т.п.)   будут   рассматриваться   в   свете   их положительного   влияния   на   общество.   Если   политико­правовая   модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне   зависимости   от   его   отличия   от   других.   Социальная   значимость   члена общества будет определяться его вкладом в общее дело. Таким   образом,   существование   различных   подходов   к   проблемам инвалидности является закономерным. Основные направления в социальной политике зависят от людей,  принимающих участие в ее создании. Как былоранее   нами   указано,   традиционно   инвалидность   считалась   медицинским вопросом,   решение   которого   являлось   прерогативой  врачей.   Затем   с развитием общества и прикладных наук (психологии, социологии и социальной науки)   проблема   инвалидности   приблизилась   к   обществу.   А   начавшееся   в шестидесятых   годах   двадцатого   века   бурное   развитие   третьего неправительственного сектора, стимулировало активное участие в социальной политике   представителей   социальных   групп,   до   сих   пор   являвшихся   лишь пассивными   объектами   социального  взаимодействия,   которое   особенно интенсивно   происходило   в   период   осуществления  странами   ООН мероприятий, включенных во Всемирную программу действий относительно людей, имеющих инвалидность (1982­1992). Таким образом, в разные периоды времени   в   зависимости   от   того,  кому   принадлежало   приоритетное   право   в принятии решений, затрагивающих интересы людей, имеющих инвалидность, социальная   политика   делала   акцент   на   медицинском,   социальном,   Наше   время   характеризуется политическом   аспектах   проблемы. глобальностью   интеграционных   процессов,   затрагивающих   все   сферы деятельности человека. Проблема инвалидности вошла в ткань таких областей как   реабилитация,   образование,   статистика,   политика,   демография, социология, экономика, антропология и т.д. Поэтому большую актуальность приобретает проблема  стандартизации  подходов к  проблеме инвалидности. Решение,   которой   в   огромной   степени   зависит   от   выработки   единой интерпретации такого социального явления как инвалидность, всеобъемлющей и гуманистической, наиболее полно отражающей права и интересы отдельного члена общества, имеющего инвалидность. И в этом отношении определенное значение   имеет   систематизация   уже   существующих   теорий   относительно моделей   инвалидности,   социальной   политики   и   социальной   системы, создаваемых на основе той или иной модели, и воздействия той или иной модели   на   реальные   нужды,   потребности   и   интересы   людей,   имеющих инвалидность.Анализ литературы  показывает, что  к категории инвалидов  относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной  дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем. В   исследовании   показывается,   что   детская   инвалидность   ­   проблема всего общества. Наличие значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для страны. Данная категория детей имеет значительно меньше шансов реализовать свои гражданские   свободы:   получить   качественное   образование   и   сделать профессиональный выбор. Анализ ситуации показывает, что большинство из них   находятся   в   прямой   зависимости   от   конкретных   мер   государственной социальной политики, направленных на образование и занятость инвалидов, с одной   стороны,   а   с   другой   ­   от   попечительства   родных,   не   только осуществляющих   уход,   но   и   ответственных   за   удовлетворение   их потребностей.  Выделяют  четыре  модели  инвалидности  детей:  медицинская, социальная, политико­правовая, культурно­плюралистическая. В контексте нашего подхода наиболее значимой выступает социальная модель,   в   рамках   которой   инвалидность   рассматривается   в   терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень   мобильности).   Социальная   модель   предлагает   решение   проблем, связанных   с   инвалидностью,   через   создание   системы   социальных   и педагогических служб, помогающих человеку жить. Существование различных подходов   к   проблемам   инвалидности   является   закономерным.   Основные направления в социальной политике зависят от людей, принимающих участие в ее   создании.   Как   было   ранее   нами   указано,   традиционно   инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативойврачей.   Затем   с   развитием   общества   и   прикладных   наук   (психологии, специальной   педагогики,   социологии   и   социальной   науки)   проблема инвалидности   приблизилась   к   обществу.   Проблема   инвалидности   вошла   в различные   области   (реабилитация,   образование,   статистика,   политика, демография,   социология,   экономика,   антропология   и   т.д.).   Поэтому   в настоящее   время   большую   актуальность   приобретает   проблема стандартизации   подходов   к   проблеме   инвалидности,   решение   которой   в огромной степени зависит от выработки единой интерпретации инвалидности как   социального   явления,   наиболее   полно   отражающей  права   и   интересы отдельного   члена   общества,   имеющего   инвалидность.   В   данном   отношении определенное   значение   имеет   систематизация   уже   существующих   теорий относительно   моделей   инвалидности,   социальной   политики   и   социальной системы, создаваемых на основе той или иной модели, и воздействия той или иной модели на реальные нужды, потребности и интересы людей, имеющих инвалидность.