В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (6 лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.
Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.
Оборудование физкультурного уголка
В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические
качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и
гибкость (56 лет), выносливость (6 лет), глазомер и координация движений
(6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у
разнополых детей.
Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным
действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим
выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в
старших группах имеет свои особенности.
Вопервых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается
спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.).
Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно
поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической
прогулки — рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из
природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини
коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом
месте (ниша, откидной стол) рас ставить настольные спортивные игры
(баскетбол, хоккей, шашки и др.).
Вовторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт
спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам
спортивных игр.
Втретьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные
тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые
эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для
развития равновесия и др.
Вчетвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый
Снаряды при этом
министадион или физкультурный комплекс.располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда
можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных
комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина,
кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная
грушакачалка, качели и вертикальные лианыкачели), катание (комнатная
горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все
перечисленные выше снаряды).
Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который
и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.
Для того чтобы министадион пользовался популярностью, занятиям
можно придать сюжетнообразный характер. Известно, что детей наиболее
привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с
принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки,
обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный
педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием
откликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас
орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и
разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес
детей к выполнению гимнастических упражнений.
Организация самостоятельных занятий на таком министадионе
возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки
конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей
безопасным приёмам выполнения упражнений, способам перелезания со
снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении
упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки
воспитателем.
Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного
физкультурного уголка:• игра «Городки» (из пластмассы);
• ракетки и мячи для пингпонга (два набора);
• кегли (одиндва набора);
• малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;
• игра «Дартс» (с шариками на липучках);
• кольцеброс;
• одиндва резиновых эспандера;
• беговая минидорожка;
• дветри скакалки и резинки;
• султанчики, ленточки, косички;
• дватри обруча;
• настольные спортивные игры;
• тренажёры (ножные, ручные);
• массажёры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и
соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают
упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости;
девочек — на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности
движений. Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и
мальчиков, и девочек.
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для
самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и
потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению
двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям
физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со
сверстниками.